10 июля в 14 часов по московскому времени в районе Куйбышевского водохранилища затонул теплоход «Булгария». На борту было 199 человек, из них более 30 детей. Также на борту было много беременных женщин. Спасти удалось лишь 80 пассажиров.
Есть несколько гипотез происшествия.
Ветхость судна
Электроход «Булгария» сконструирован по проекту под номером 785. Теплоходы этого проекта выпускались в 1952, 1954, 1955 и 1957 годах, то есть более полувека назад. Сама «Булгария» увидела свет в 1955 году.
Как и все суда этого проекта, она подверглась модернизации. После обновления число посадочных мест сократили 233 до 140. Вместо четырех спасательных шлюпок на борту осталось только две.
По отзывам пассажиров, путешествующих на электроходе, его ветхость была видна невооруженным глазом.
По информации отдыхающих, во время круиза Казань - Пермь - Казань летом этого года у корабля как минимум трижды глохли двигатели, что лишало судно электропитания.
Очевидно, что судно давно должны были списать. Многие судна этого проекта либо отправили в утиль, либо переоборудовали под плавучие гостиницы.
Казанец Николай Лаптев оказался в числе пассажиров теплохода «Арабелла», который пришел на помощь терпящей бедствие «Булгарии».
В эксклюзивном интервью «АиФ-Казань» он рассказал он так отозвался о «Булгарии»: «пошарпанное, задрипанное корыто, на котором ездить-то неприятно. По словам наших знакомых, которые работают в экипаже «Арабелы» «Булгарию» уже давно должны были поставить на прикол. Но из-за дешевых билетов – от 1-1,5 тыс., на нее был спрос, судно работало. Не исключено, что разрешение на эксплуатацию теплохода в таком ужасном техническом состоянии было получено не вполне законным способом».
Техническая неисправность
Кроме того, уже перед отходом судна в рейс у него был заметен крен в правую сторону и не работал один из двигателей.
По одной из версий судно накренилось из-за перегруза судна. В любом случае, «Булгарию» нельзя было выпускать в открытое плавание.
Однако директор компании «Аргоречтур» (субарендатор судна) Светлана Инякина говорит обратное:
- Все в порядке было с теплоходом. По регистровым документам все в порядке было, в технически годном состоянии был теплоход. Это просто штормовое предупреждение и сильный ветер. В шторм попали, и залило трюма», - цитирует Инякину ИА «Татар – информ».
Один из членов команды рассказал, что теплоход вышел в рейс с неисправным левым двигателем. Когда доплыл до Булгар двигатель отказал совсем, но капитан корабля, получив от кого-то команду продолжать плавание, все-таки отправился в обратный путь.
Судно для тихой воды
Сам проект «Булгарии» не предназначен для плавания по широководным каналам
Особенностью теплоходов, построенных по проекту 785, является достаточно низкий борт.
А Куйбышевское водохранилище это огромную площадку с водой. При сильном ветре здесь может образоваться высокая волна как на море и захлестнуть борт.
В момент трагедии, 10 июля в два часа дня шел сильный ливень, сопровождающийся порывистым ветром и грозой.
Не исключено, что судно, и так имея крен на правый борт, просто не справилось со стихией. Правый борт «черпнул» воду, трюмы наполнились полностью. Затем электроход упал на бок и пошел ко дну, наполняясь водой.
По мнению очевидцев происшествия, у пассажиров, оставшихся внутри судна, не было шансов спастись. После того, как теплоход ушел под воду, раздался хлопок – вышел воздух, а, значит, все перегородки разрушились и помещения наполнились водой.
Всех, кто выжил и удерживался на плотах подобрала проходящая мимо «Арабелла». Добраться до берега вплавь было нереально: вода покрылась мазутом. Нужно быть отличным пловцом, чтобы проплыть три км. до берега в таких условиях.
Сейчас на месте трагедии работают специалисты следственного комитета, которые устанавливаю точные причины трагедии.