Учить пожилых людей мастеру производственного обучения вождению легкового автомобиля автошколы ДОСААФ Олегу Тимонину приходится нечасто. Самому пожилому его курсанту было 72 года. Инструктор уверен, обучиться езде по правилам дорожного движения и освоить машину можно в любом возрасте.
«Преподавать пожилым сложнее всего, – признается он. – Жизненный опыт и багаж знаний порой мешают. К тому же взрослые курсанты быстро забывают пройденное, больше волнуются и реакция у них замедленная. Но, как и везде, есть положительные моменты. Пенсионеры более ответственные, не пропускают занятия».
61-летний ученик Андрей Мартынов теорию сдал легко. За год заслуженного отдыха, воспитывая внука, он обучился «премудростям» современной компьютерной техники. Тесты ПДД решал в электронном виде. А вот вождение автомобиля на площадке вызвало затруднения. Но пенсионер учился усердно и посещал практические занятия каждый день.
«Экзамен по теории и вождение на автодроме в ГИБДД сдал с первого раза. А вот последний этап – выезд в город, оказался непосильным. Все еще продолжаю ходить на пересдачу», – улыбается Андрей Мартынов.
«Страх сковывает и уменьшает ваши шансы успешной сдачи экзамена вдвое, – говорит Олег Тимонин. – Но если вы выполняете все на автомате, то волнение не повлияет на ваши действия. Извлекайте от занятий максимум пользы, больше практикуйтесь».
Профессиональный водитель
По новой образовательной программе профессионального обучения водителей транспортных средств, действующей с 11 августа 2014 года, водители категории «В» обучаются 192 часа. Из них 136 – теория, 56 – практика.
Теперь автошколы выпускают не автолюбителей, а профессиональных водителей – именно об этом говорит запись в свидетельстве об окончании школы.
По мнению инструктора, большинству курсантов нужно учиться преодолевать психологический барьер. Сотрудники ГИБДД в основном дают испытуемым типовые задания, которые включают правила проезда перекрестков, разворот (в том числе с использованием прилегающих территорий), повороты направо и налево, остановку.
«На экзамене сотрудник ГИБДД три раза подряд просил моего подопечного повернуть направо. Услышав тот же приказ в четвертый раз, мальчик растерялся, свернул налево и провалил экзамен», – говорит инструктор. – У «гаишников» нет хитростей и желания «завалить». Просто нужно быть внимательнее».
Олег Тимонин советует всем учащимся подробно изучить казанские улицы Актайскую, Кулагина, Техническую, Модельную, Авангардную. Именно по этим дорогам ездят на экзаменах.
Сдавать до последнего
«С начала 2015 года мы приняли экзамен у 14 тысяч 29 человек, – говорит начальник регистрационно-экзаменационного отделения ГИБДД УМВД России по г. Казани Альберт Мухутдинов. – В среднем с первой попытки теорию сдают 80-85% учащихся, этап вождения в городе преодолевают 40-45% курсантов».
Основная часть проваливших первые испытания, получают утвердительную оценку в течение 3-4 попыток. Процесс экзамена записывается на видеокамеру.
«Если вы не сдали экзамен в ГИБДД с первого раза, то до пересдачи придется подождать неделю (7 дней), – улыбается стража порядка. – Если Вы не одолеете теорию и с третьего раза, то ждать придется намного дольше – 30 дней. Если практический экзамен зачтен, то теоретический пересдавать не нужно. Это правило действует в течение шести месяцев. Если за полгода практическая часть так и не покорилась, то все три этапа экзамена придется сдавать с самого начала. Количество пересдач экзамена на права ограничено только вашим терпением и временем».
К слову, 67-летняя жительница Набережных Челнов Людмила Андрейцева два года каждые две недели ходила на пересдачу экзамена по вождению, чтобы получить водительское удостоверение. Недавно она сдала практическую часть экзамена и получила права.
По словам специалистов, не нужно откладывать пересдачу на несколько месяцев или лет. Во-первых, навыки вождения могут забыться, во-вторых, правила дорожного движения могут поменяться.