В начале августа следственное управление СК России по Москве и Санкт-Петербургу возбудило пять уголовных дел в отношении туристических компаний «Лабиринт», «Роза ветров Мир», «Идеал-тур», «Нева» и «Экспо-тур», недавно объявивших о приостановке деятельности. Их клиенты остались за границей и были вывезены в Россию ассоциацией «Турпомощь».
В этом сезоне в Татарстане (и в целом по России) снизился спрос на международный туризм на 15%.
Как работают турагентства и туроператоры?
Чаще всего, туроператоры напрямую с клиентами не работают, туры продают посредники – туристические агентства. После перечисления денег туроператору им возвращается небольшая комиссия. Турагентства реализуют туры сразу нескольких десятков туроператоров, подбирая для клиента все удобства: отели, места в самолетах.
«Турбизнес очень рискованный. На летний сезон туроператор уже зимой бронирует места и возлагает большую надежду на реализацию путевок. Но на продажу часто влияют совершенно разные факторы. Например, погода, - рассказывает заместитель Председателя Государственного комитета по туризму РТ Екатерина Барабанова. - Известно, что все туроператоры, которые прекратили деятельность, в первую очередь, работали на европейское направление. В России падение спроса на это направление имеет несколько причин: повысился курс евро, из-за политической ситуации люди думают, что им откажут в визе».
Турбизнес в Татарстане
Сегодня в Татарстане работают около 50 туроператоров. Информацию о них можно посмотреть на сайте Федерального агентства по туризму. Большая часть компаний занимается внутренним туризмом, но есть и те, кто работает на выездной туризм.
«Что касается турагентств, их реестр нигде не ведется, но считается, что в республике их порядка 800. Большинство из них члены Ассоциации турагентств РТ», - комментирует Екатерина Барабанова.
Среди туроператоров, отправляющих татарстанцев за границу, большинство – представители московских фирм, представленные в регионе многочисленными филиалами. Это такие крупные игроки, как «Pegas Touristik», «Tez Tour», «Coral Travel» и другие.
«Что касается чисто татарстанских компаний, занимающихся международным туризмом, то они в основном выполняют разовые заказы, но крупных перевозок не осуществляют», - говорит Екатерина Баранова.
У компаний, занимающейся перевозками внутри России, обороты небольшие: ни одна из компаний не отправляет на отдых десятки тысяч людей.
«В случае возникновения форс-мажорных обстоятельств, финансовые гарантии по внутреннему туризму - 500 000 рублей. Этих денег должно хватить, чтобы выплатить весь ущерб туристам, - объясняет Екатерина Барабанова. – Но ни с одним нашим туроператором такой ситуации не было».
«Наши туроператоры не могут обанкротиться, как «Лабиринт», так как работают с регулярными рейсами, а не заказывают чартерные, - уверен Президент Ассоциации туристских агентств РТ и генеральный директор туристического оператора «Персона Грата» Рамиль Мифтахов. – Они заключают прямые контракты с отелями, а минимальная финансовая гарантия - 30 миллионов рублей. У нас нет колоссальных объемов, мы не перевозим людей десятками тысяч».
Какому туроператору стоит доверять?
«Сейчас каждый профессионал турбизнеса России хочет понять, догадаться, кто может стать следующим банкротом после «Лабиринта», «Невы», - говорит Екатерина Барабанова. – Потребитель услуг не сможет определить, кому стоит доверять, а кому нет. Ни один из клиентов не узнает, есть ли у компании кредиты в банках и какой у нее кассовый разрыв (временный недостаток денежных средств, необходимых для финансирования наступивших очередных расходов по бюджету - прим. автора)».
По мнению эксперта, несмотря на это, есть несколько правил, по которым можно выбрать более надежную туристическую компанию.
«К горящим турам нужно относиться настороженно, - говорит директор Companion SP Сергей Пасечник. – Путевка на 30-40% дешевле, чем у других? Это повод, чтобы задуматься».
««Лабиринт» перед банкротством продавал много туров по специальным предложениям. Туроператор хотел собрать как можно больше денег для сокращения кассового разрыва. Если компания предлагает «горящие путевки» один раз – это нормально, когда это постоянная практика – то нет», - советуют специалисты.
Что делать, если твой туроператор обанкротился?
Если вы купили путевку и узнали о банкротстве туроператора, то действовать нужно следующим образом:
Позвоните турагенту, у которого брали путевку, он оставит заявку в «Турпомощи» о том, что вы попали в беду. Чаще всего агентства заинтересованы в том, чтобы помочь своим клиентам. Ассоциация «Турпомощь» создана для экстренной эвакуации туристов из-за рубежа. Она работает за счет средств, которые вносит каждый туроператор – по 100 тысяч рублей.
В каждом регионе России работают «горячие линии». Телефоны можно найти… (где?) Специалисты проконсультируют клиентов обанкротившихся компаний по их текущим вопросам.
«Турпомощь» оплатит последний день проживания в отеле, а также обеспечит перелет в Москву. До своего города нужно будет добираться самим.
«По ФЗ «О туристской деятельности» за турпродукт несет ответственность туроператор, турагенство должно отвечать за информацию об услугах», - добавляет Екатерина Барабанова.
В связи с ростом недоверия к туроператорам, сегодня многие россияне самостоятельно бронируют отели, билеты и выезжают за границу без путевок. «В этом случае, при возникновении трудностей за рубежом, ответственность за себя полностью несет путешественник, так как он сам формировал свой тур», - говорит Екатерина Барабанова.