Ирине Нуриевой профессия проводника досталась по наследству. На железной дороге работал ее отец, а сама она пришла в профессию в 19 лет. Девочка Ира мечтала стать артисткой, училась в музыкальной школе, но мечты так и остались мечтами. Окончив школу Ирина получила торговое образование, рано создала семью, а после декретного отпуска решила на лето устроиться проводницей. Прикипела душой к ж/д путям – так и осталась.
Трудовой день начинается задолго до отправления поезда
Из 20 лет, которые Ирина проработала на железной дороге, 15 прошли в фирменном поезде «Татарстан» (Казань-Москва) и пять - на веренице, следующей по маршруту «Казань-Москва-Адлер».
Именно на этом маршруте в вагоне №6 класса «премиум», рассчитанного на 12 человек, трудится Ирина Нуриева вместе с напарницей Натальей Димитриевой. Мы застали проводниц 18 февраля, когда они готовились к рейсу в Адлер.
Подготовка к дороге начинается в парке отстоя пассажирских поездов. Здесь ремонтируют неполадки, убирают вагоны, меняют белье, выдают проводникам чай и сладости для мини-буфета. Поезд отправляется в 19.00, но Ирина Нуриева приходит на работу уже к 14.00.
Трудовой день стартует с планерки в резерве проводников: вся бригада поезда, в том числе проводники 14 вагонов, проходят инструктаж. Они расписываются в многочисленных журналах, а начальник поезда информирует всех о том, что на подъезде к Адлеру силовики будут проверять вагоны – меры по обеспечению безопасности олимпийского Сочи.
Каждая ложка на учете
Около 15.00 проводники принимают вагоны у своих недавно прибывших из рейса коллег. Смена меняется каждые четыре дня: ровно столько поезд едет из Казани в Москву и Адлер, а потом обратно.
В парке отстоя поездов в Казани уборщица убирает мусор, моет туалеты, пылесосит, протирает пыль. То же самое Ирина сама будет выполнять на двух других пунктах: в Москве и в Адлере.
Проводницы-напарницы вагона №6 Ирина и Наталья очищают откидную площадку вагона от наледи, потом проверяют техническую исправность приборов освещения, вентиляции. Если что-то не так, вызывают мастера.
«Должно быть ровно 12 ложек, тарелок, чашек и другой посуды, - поясняет Ирина Нуриева, протирая бокал для вина. – Именно столько у нас пассажиров».
Женщины принимаются застилать кровати. Постельное белье меняют в каждом из пунктов: в Казани, в Москве и Адлере. По купе раскладывают одноразовые тапочки, халаты, шампунь, зубные щетки, туалетную бумагу.
В пути в составе включается высоковольтное отопление, а в парке отстоя поездов поддерживают тепло по старинке - топкой угля.
«Поддерживать огонь в котле – моя обязанность, - объясняет проводница, подбросив в печь угля. – Но не люблю я это дело (улыбается)».
А вот вагонных самоваров «титан» здесь нет: вода течет из крана, а в каждом купе есть свой туалет и даже душ.
Ближе к 19.00 поезд подают на пути железнодорожного вокзала Казани. Ирина Нуриева и ее напарница Наталья Димитриева решают, кто из них будет встречать гостей у перрона, а кто останется следить за размещением пассажиров в купе.
«Здравствуйте, у вас пятое место. Проходите, счастливого пути», - слышится у дверей.
Посадка начинается за полчаса до отправления. Казанцы и приезжие гости медленно «подтягиваются» к вагону №6 Ирины.
Ирина Нуриева, оставшаяся дежурить внутри поезда, обходит каждое купе и по билетам отмечает пассажиров в специальном журнале.
«Пассажиры разные, но ладить нужно с каждым»
Десятки тысяч пассажирских вагонов «и в дождь и зной» рассекают просторы России, унося пассажиров спешащих домой или в гости, в командировки или на отдых.
Состав «Казань-Москва-Адлер» трогается, и вскоре за окном мелькают огни вечерней Казани. «Ту-дух, ту-дух. Ту-дух, ту-дух» - мерное постукивание поезда укачивает и успокаивает.
Ирина признается, что жизнь, проведенная на железной дороге, кажется более скоротечной, чем, если бы она вела «оседлый» образ жизни. Но время, кажется, совсем не оставило отпечатков на ее лице: в свои 43 года проводница выглядит едва ли на 25-30.
Работа в вагоне «премиум» класса - мечта любого проводника: уютные купе, комнаты отдыха с телевизором, с широкими кроватями, с набором прессы и с душем. Понятно, что и к работникам здесь повышенные требования, потому весь обслуживающий персонал - внимательный, опрятный, в красивой форме. Стоимость поездки в купе такого вагона колеблется около 14 000 рублей.
«Каждый раз, когда пассажиры рассаживаются по вагону, мне кажется, что они приходят в мой дом в гости. Но люди бывают разные и ладить нужно с каждым. Поэтому важно знать не только свои задачи, но и разбираться в психологии, уметь найти подход к любому пассажиру», - поясняет Ирина Нуриева.
Научиться понимать людей можно только на практике. Не каждый проводник может работать в элитном вагоне. Для этого Ирина проходила специальное обучение в Москве и выдержала не один экзамен.
От психолога и собеседника до уборщика и официанта
Проводник – это не профессия, а образ жизни, призвание. «На первый взгляд кажется, что работать проводником – одно удовольствие, - говорит Ирина Нуриева. – Так считала и я в юности: постоянные путешествия по различным городам, знакомство с людьми, безграничная романтика».
По словам женщины, кроме навыков, готовности служить людям, здесь нужно и огромное терпение: помимо постоянных путешествий и встреч, проводник должен обладать физической выносливостью, быть хорошим психологом и наставником для начинающих работников.
- Чай, кофе, печенье, вафли, шоколад не желаете?
- Спасибо, не хочется.
- Чай, кофе?
- Нет.
В 19.20 проводница обходит пассажиров, узнает, хотят ли они выпить кофе или чай. Завтраком, обедом и ужином VIP-гостей обеспечивает соседний вагон-ресторан. Ирина информирует людей, что сегодня можно отведать: курица с рисом, рыба с картофелем и говядина с гречкой. Между делом Ирина презентует пассажирам плюшевые символы Сочи-2014 – в обязанности современного проводника входит и торговля сувенирами.
Ирина всегда прячет свои вагонные ключи в карман. Оказывается, у проводников есть примета: никогда не класть ключи на стол, иначе будут проблемы в пути.
Песни под стук колес
Вечерняя и ночная атмосфера в поезде действительно романтическая. Гости шутят, говорят о делах, обсуждают выступление российской сборной на Олимпиаде в Сочи, а иногда поют и под стук колес сочиняют песни.
За свою долгую карьеру Ирина познакомилась и перевезла в поездах много знаменитостей: Александр Абдулов, Ирина Алферова, Дима Билан, Надежда Кадышева. О привычках каждого их них проводница может рассказать много интересного.
Особенно приятные воспоминания у проводницы остались от общения с актером Александром Абдуловым, он показался ей человеком невероятно доброй энергетики и не затронутым звездной болезнью.
В 2005 году в вагоне путешествовал Юрий Антонов. «Был в шляпе, и я сразу его не узнала. В пути мы разговорились, и певец признался, что одинокий человек, живет с матерью и у него много кошек». Артист даже звал Ирину на работу к себе пресс-секретарем. Но несмотря на маленькую зарплату (в среднем около 30 000 рублей) и трудности профессии, девушка не согласилась.
«Я считаю, что в данный момент и в данном месте я нахожусь там, где должна быть. Не раз мне предлагали хорошие вакансии в Казани. Но я настолько срослась с железной дорогой, что не смогла уйти. Судьба моя - железная дорога, вагончик мой зленный – дом родной», - улыбаясь, резюмирует строками своего же стихотворения Ирина Нуриева.
Ночью проводники дежурят по четыре часа: пока Наталья присматривает за вагоном, Ирина может вздремнуть. Ложится в два, а уже в шесть утра надо подниматься. Перед отдыхом она пьет чай, чтобы лучше спалось.
В выходные Ирина ходит на фитнес, поет с подругами в караоке-баре. Семья Нуриевой уже привыкла к ее разъездам: более 10 лет Ирина встречает Новый год в пути.
«Нужно любить людей больше, чем себя и полностью отдаваться работе. С возрастом хочется побыть «на земле», но стук колес манит к себе», - говорит Ирина Нуриева.
Поезд вновь выстукивает свой ритм. За окном поднимается красное солнце, медленно покидая горизонт. В семь утра поезд в Москве. Проводницы спешат подготовить вагон к следующему отправлению, уже в сторону олимпийского Сочи.