Примерное время чтения: 13 минут
499

Мечтала быть артисткой. Один день с проводницей поезда «Казань-Адлер»

Алия Шарафутдинова / АиФ

Ирине Нуриевой профессия проводника досталась по наследству. На железной дороге работал ее отец, а сама она пришла в профессию в 19 лет. Девочка Ира мечтала стать артисткой, училась в музыкальной школе, но мечты так и остались мечтами. Окончив школу Ирина получила торговое образование, рано создала семью, а после декретного отпуска решила на лето устроиться проводницей. Прикипела душой к ж/д путям – так и осталась.

Трудовой день начинается задолго до отправления поезда

Из 20 лет, которые Ирина проработала на железной дороге, 15 прошли в фирменном поезде «Татарстан» (Казань-Москва) и пять - на веренице, следующей по маршруту «Казань-Москва-Адлер».

Проводница Ирина Нуриева. Фото: АиФ / Алия Шарафутдинова

Именно на этом маршруте в вагоне №6 класса «премиум», рассчитанного на 12 человек,  трудится Ирина Нуриева вместе с напарницей Натальей Димитриевой. Мы застали проводниц 18 февраля, когда они готовились к рейсу в Адлер.

Ирина Нуриева работает проводником уже 20 лет. Фото: АиФ / Алия Шарафутдинова

Подготовка к дороге начинается в парке отстоя пассажирских поездов. Здесь ремонтируют неполадки, убирают вагоны, меняют белье, выдают проводникам чай и сладости для мини-буфета. Поезд отправляется в 19.00, но Ирина Нуриева приходит на работу уже к 14.00.

Ирина Нуриева с напарницей Натальей Димитриевой. Фото: АиФ / Алия Шарафутдинова

Трудовой день стартует с планерки в резерве проводников: вся бригада поезда, в том числе проводники 14 вагонов, проходят инструктаж. Они расписываются в многочисленных журналах, а начальник поезда информирует всех о том, что на подъезде к Адлеру силовики будут проверять вагоны – меры по обеспечению безопасности олимпийского Сочи.

Каждая ложка на учете

Около 15.00 проводники принимают вагоны у своих недавно прибывших из рейса коллег. Смена меняется каждые четыре дня: ровно столько поезд едет из Казани в Москву и Адлер, а потом обратно.

Проводница проверяет работают, ли все системы вагона. Фото: АиФ / Алия Шарафутдинова

В парке отстоя поездов в Казани уборщица убирает мусор, моет туалеты, пылесосит, протирает пыль. То же самое Ирина сама будет выполнять на двух других пунктах: в Москве и в Адлере.

Проводницы-напарницы вагона №6 Ирина и Наталья очищают откидную площадку вагона от наледи, потом проверяют техническую исправность приборов освещения, вентиляции. Если что-то не так, вызывают мастера.

Уборка вагонов – обязанность проводников. Фото: АиФ / Алия Шарафутдинова

«Должно быть ровно 12 ложек, тарелок, чашек и другой посуды, - поясняет Ирина Нуриева, протирая бокал для вина. – Именно столько у нас пассажиров».

Женщины принимаются застилать кровати. Постельное белье меняют в каждом из пунктов: в Казани, в Москве и Адлере. По купе раскладывают одноразовые тапочки, халаты, шампунь, зубные щетки, туалетную бумагу.

Постельное белье меняют на каждом из пунктов маршрута: в Казани, в Москве, в Адлере. Фото: АиФ / Алия Шарафутдинова

В пути в составе включается высоковольтное отопление, а в парке отстоя поездов  поддерживают тепло по старинке - топкой угля.

«Поддерживать огонь в котле – моя обязанность, - объясняет проводница, подбросив в печь угля. – Но не люблю я это дело (улыбается)».

В купе проводников иконы. Они охраняют от неприятностей в пути. Фото: АиФ / Алия Шарафутдинова

А вот вагонных самоваров «титан» здесь нет: вода течет из крана, а в каждом купе есть свой туалет и даже душ.

Ближе к 19.00 поезд подают на пути железнодорожного вокзала Казани. Ирина Нуриева и ее напарница Наталья Димитриева решают, кто из них будет встречать гостей у перрона, а кто останется следить за размещением пассажиров в купе.

Пока Ирина Нуриева дежурит в вагоне, Наталья Димитриева встречает пассажиров. Фото: АиФ / Алия Шарафутдинова

«Здравствуйте, у вас пятое место. Проходите, счастливого пути», - слышится у дверей.

Посадка начинается за полчаса до отправления. Казанцы и приезжие гости медленно «подтягиваются» к вагону №6 Ирины.

Ирина Нуриева, оставшаяся дежурить внутри поезда, обходит каждое купе и по билетам отмечает пассажиров в специальном журнале.

«Пассажиры разные, но ладить нужно с каждым»

Десятки тысяч пассажирских вагонов «и в дождь и зной» рассекают просторы России, унося пассажиров спешащих домой или в гости, в командировки или на отдых.

Пассажиры спешат в свои вагоны. Фото: АиФ / Алия Шарафутдинова

Состав «Казань-Москва-Адлер» трогается, и вскоре за окном мелькают огни вечерней Казани.   «Ту-дух, ту-дух. Ту-дух, ту-дух» - мерное постукивание поезда укачивает и успокаивает.

Ирина признается, что жизнь, проведенная на железной дороге, кажется более скоротечной, чем, если бы она вела «оседлый» образ жизни. Но время, кажется, совсем не оставило отпечатков на ее лице: в свои 43 года проводница выглядит едва ли на 25-30.

Проводники должны выполнять все «капризы» гостей. Фото: АиФ / Алия Шарафутдинова

Работа в вагоне «премиум» класса - мечта любого проводника: уютные купе, комнаты отдыха с телевизором, с широкими кроватями, с набором прессы и с душем.  Понятно, что и к работникам здесь повышенные требования, потому весь обслуживающий персонал - внимательный, опрятный, в красивой форме. Стоимость поездки в купе такого вагона колеблется около 14 000 рублей.

«Каждый раз, когда пассажиры рассаживаются по вагону, мне кажется, что они приходят в мой дом в гости. Но люди бывают разные и ладить нужно с каждым. Поэтому важно знать не только свои задачи, но и разбираться в психологии, уметь найти подход к любому пассажиру», - поясняет Ирина Нуриева.

Проводница отмечает билеты в специальном документе. Фото: АиФ / Алия Шарафутдинова

Научиться понимать людей можно только на практике. Не каждый проводник может работать в элитном вагоне. Для этого Ирина проходила специальное обучение в Москве и выдержала не один экзамен.

От психолога и собеседника до уборщика и официанта

Проводник – это не профессия, а образ жизни, призвание. «На первый взгляд кажется, что работать проводником – одно удовольствие, - говорит Ирина Нуриева. – Так считала и я в юности: постоянные путешествия по различным городам, знакомство с людьми, безграничная романтика».

По словам женщины, кроме навыков, готовности служить людям, здесь нужно и огромное терпение: помимо постоянных путешествий и встреч, проводник должен обладать физической выносливостью, быть хорошим психологом и наставником для начинающих работников.

Ирина продает сувенирную продукцию Олимпиады в Сочи. Фото: АиФ / Алия Шарафутдинова

 - Чай, кофе, печенье, вафли, шоколад не желаете?
 - Спасибо, не хочется.
- Чай, кофе?
- Нет.

В 19.20 проводница обходит пассажиров, узнает, хотят ли они выпить кофе или чай. Завтраком, обедом и ужином VIP-гостей обеспечивает соседний вагон-ресторан. Ирина информирует людей, что сегодня можно отведать: курица с рисом, рыба с картофелем и говядина с гречкой. Между делом Ирина презентует пассажирам плюшевые символы Сочи-2014 – в обязанности современного проводника входит и торговля сувенирами.

Ирина всегда прячет свои вагонные ключи в карман. Оказывается, у проводников есть примета: никогда не класть ключи на стол, иначе будут проблемы в пути.

Песни под стук колес

Вечерняя и ночная атмосфера в поезде действительно романтическая. Гости шутят, говорят о делах, обсуждают выступление российской сборной на Олимпиаде в Сочи, а иногда поют и под стук колес сочиняют песни.

За свою долгую карьеру Ирина познакомилась и перевезла в поездах много знаменитостей: Александр Абдулов, Ирина Алферова, Дима Билан, Надежда Кадышева. О привычках каждого их них проводница может рассказать много интересного.

Ирина Нуриева с Левоном Оганезовым. Фото: АиФ / Алия Шарафутдинова

Особенно приятные воспоминания у проводницы остались от общения с актером Александром Абдуловым, он показался ей человеком невероятно доброй энергетики и не затронутым звездной болезнью.

Ирина всматривается в ночные окна и думает о жизни. Фото: АиФ / Алия Шарафутдинова

В 2005 году в вагоне путешествовал Юрий Антонов. «Был в шляпе, и я сразу его не узнала. В пути мы разговорились, и певец признался, что одинокий человек, живет с матерью и у него много кошек». Артист даже звал Ирину на работу к себе пресс-секретарем. Но несмотря на маленькую зарплату (в среднем около 30 000 рублей) и трудности профессии, девушка не согласилась.

В Казани снег, а в Адлере – тепло. Фото: АиФ / Алия Шарафутдинова

«Я считаю, что в данный момент и в данном месте я нахожусь там, где должна быть. Не раз мне предлагали хорошие вакансии в Казани. Но я настолько срослась с железной дорогой, что не смогла уйти. Судьба моя - железная дорога, вагончик мой зленный – дом родной», - улыбаясь, резюмирует строками своего же стихотворения Ирина Нуриева.

Ночью проводники дежурят по четыре часа: пока Наталья присматривает за вагоном, Ирина может вздремнуть. Ложится в два, а уже в шесть утра надо подниматься. Перед отдыхом она пьет чай, чтобы лучше спалось.

В выходные Ирина ходит на фитнес, поет с подругами в караоке-баре. Семья Нуриевой уже привыкла к ее разъездам: более 10 лет Ирина встречает Новый год в пути.

«Нужно любить людей больше, чем себя и полностью отдаваться работе.  С возрастом хочется побыть «на земле», но стук колес манит к себе», - говорит Ирина Нуриева.

Поезд вновь выстукивает свой ритм. За окном поднимается красное солнце, медленно покидая горизонт. В семь утра поезд в Москве. Проводницы спешат подготовить вагон к следующему отправлению, уже в сторону олимпийского Сочи.

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Загрузка...

Топ читаемых

Самое интересное в регионах