Президент США Б. Обама на днях заявил, что он принял решение и может отдать приказ «завтра, через неделю или через месяц». С тех пор как 31 августа инспекторы ООН покинули Сирию, атака может начаться в любую минуту.
Впрочем, на пути натовских бомбардировщиков ещё на прошлой неделе появились неожиданные «воздушные ямы».
«Американцы пытались пойти обычным путём, - напоминает Леонид Ивашов, генерал-полковник, президент Академии геополитических проблем. - Хотели, чтобы Совбез принял резолюцию, которую они смогут истолковать по-своему, и начнут бомбардировки как бы на законной основе». Не добившись от России и Китая резолюции, лидеры США, Франции и Великобритании заявили, что надо действовать и без решений Совбеза (авось не в первый раз плевать на международное право), но... оказались в полном одиночестве. Бомбить Сирию отказалась даже большая часть стран - членов НАТО. Более того, британский парламент большинством голосов запретил своему рвавшемуся в бой премьеру Д. Кэмерону использование военной силы в Сирии. Британцы вспомнили, как они «вляпались» в иракскую войну, поверив американским спецслужбам. Но и это ещё не всё.
«Спонсор» гражданской войны в Сирии влиятельная Саудовская Аравия потребовала от Лиги арабских государств прямо поддержать сирийских повстанцев. Но лига решила не вытирать ноги о международные законы. Один из ведущих союзников США в регионе Иордания и вовсе закрыла своё воздушное пространство для вторжения в Сирию. В результате в прошедшие выходные на попятную был вынужден пойти и Барак Обама. Год назад он заявил, что применение химоружия в Сирии будет «красной чертой». Начинать «незначительные» операции он может и не спрашивая свой парламент. Но взять на себя всю ответственность за очередную «заваруху» с сомнительными основаниями и последствиями Обама не захотел. Прежде чем отдать приказ, он решил повязать сирийской кровью Конгресс, который соберётся после 9 сентября.
По словам Ариэля Коэна из американского фонда «Heritage» («Наследие»), в общественном мнении США Башар Асад - безусловно, плохой парень. «Однако в американских элитах есть понимание, что местные «игроки» - Эмираты, Саудовская Аравия, Турция - жаждут чужими руками таскать каштаны из огня. И нет общего мнения, нужно ли вмешиваться в сирийский конфликт. Многие осознают: замена нынешнего сирийского режима на радикальных исламистов, которые явно не будут союзниками США, - не лучший вариант». Это мягко сказано: в Сирии американские солдаты станут «братьями по оружию» головорезам из «Аль-Каиды». А вот милитаристский раж, в который впал президент Франции Франсуа Олланд, эксперт Саид Гафуров из исследовательского центра «ВВП» объясняет в том числе обязательствами Олланда перед французской нефтяной компанией «Тоталь». Она давно рассчитывает подмять нефтепроводы из Ирака через Сирию к Средиземному морю. По французским законам президент может, не спрашивая парламент, повоевать 4 месяца.
Кому выгодно?
Жертвами отравляющих веществ в пригороде Дамаска 21 августа стали сразу несколько сот человек. Говорили и о возможной «самодеятельности» кого-либо из начальников сирийской армии, и о «многоходовой комбинации» со стороны Асада. Однако наиболее логично всё же предположить: «химиотерапия» понадобилась именно терпящим поражение повстанцам, чтобы получить наконец мощную огневую поддержку натовской военной машины. «Сирийские правительственные войска наступают. В этих условиях давать козырь тем, кто постоянно призывает к внешнему военному вмешательству, - просто дурь несусветная, - отвечая на вопросы журналистов, поделился соображениями Президент России Владимир Путин. - Это не соответствует вообще никакой логике».
«Из-за двухлетней войны страна находится в серьёзном экономическом кризисе, - обрисовал в разговоре с «АиФ» положение дел в Сирии С. Гафуров. - Но боевые действия идут лишь на трети территории. Представители до того непримиримой политической оппозиции вошли в правительство Асада. По другую сторону баррикад остались боевики, которых продолжает теснить сирийская армия, «перемалывая» по несколько тысяч человек в месяц. По столько же продолжает прибывать в Сирию из-за границы, но их финансовая поддержка снижается». Кроме того, армия не могла применить химоружие под Дамаском, считает эксперт: «Это устаревшие и малоточные ракеты, не тактическое, а стратегическое оружие сдерживания, предназначенное компенсировать наличие ядерного оружия у соседнего Израиля».
Что дальше?
Отвечая на вопрос «АиФ», Юрий Ушаков, помощник Президента РФ по внешней политике, выразил надежду: события в Сирии не внесут изменений в ход саммита «Большой двадцатки» в Питере. Саммит начнётся 5 сентября. Обсуждать выход из мирового экономического кризиса и новую «финансовую архитектуру» в Северную столицу съедутся главы ведущих держав, в том числе должны появиться лидеры тех же США, Франции и Великобритании. Разговора о Сирии не избежать. Пока же, по словам Ушакова, результат голосования в британском парламенте отражает настроения во всей Европе: «Люди начинают понимать, насколько опасны подобные сценарии».
Между тем, по словам нашего источника в Кремле, учитывать приходится и самые крайние варианты развития событий. В частности, по словам экспертов, американское «наказание» Асада может не ограничиться разовым показательным авианалётом или ракетным обстрелом. Но даже несколько натовских ракет сирийцы воспримут как полноценную интервенцию. И если президент США Барак Обама «красной чертой» называл применение химоружия, то Башар Асад говорил, что применит его как раз в ответ на иностранное вторжение.
Что в итоге? Американцы, два года оказывая поддержку сирийским боевикам, уже, по сути, ответственны за десятки тысяч жертв гражданской войны в этой стране. Но показательный авианалёт на Дамаск может вылиться в настоящую ближневосточную войну с применением оружия массового поражения и миллионами жертв.