Встреча состоялась в здании Всетатарского общественного центра, куда пришедших не сразу пустили. Оппозиционер ответил на вопросы активистов и журналистов.
О «Марше миллионов»
- Вы можете сказать, сколько вы хотите людей на улице вывести в Питере, Москве и регионах?
- Каждый раз ставится задача — превысить результаты прошлых акций. Если на последней акции в Москве присутствовало сто тысяч, то сейчас наша задача этот результат превысить. 120-130 тысяч, до 150 мы надеемся вывести, но я не могу дать такой гарантии. В других городах, мы считаем, что надо выходить на показатели, близкие к 10-15 тысячам человек, по крайней мере, в городах миллионниках — 10-20 тысяч.
О националистах
Вопросы по поводу его политики Сергею Удальцову задавали представители Исламского общественного центра. Свое беспокойство они объяснили просто: мусульмане хотят знать, что их ожидает, если они будут работать вместе с Сергеем.
- Помимо социально-экономических есть еще и национальные вопросы. Первый вопрос: Будет ли проведение Марша Миллионов включать национальные вопросы народностей в этот манифест? И второй вопрос: Как вы будете это согласовывать, учитывая, что между татарскими и русскими националистами есть противоречие? Последние требуют по возможности отменить региональный компонент образования, чтобы везде доминировал русский язык. А татарские националисты, в свою очередь, с этим категорически не согласны — они протестуют против закрытия татарских школ, и не хотят отказываться от изучения родного языка. Как вы считаете, как нам выйти из этого замкнутого круга?
- На мой взгляд, сегодня в манифесте должны быть те вопросы, по которым есть четкая консолидация всех. Социальные проблемы, которые касаются роста доходов населения — все поддерживают. А по национальному вопросу я попросил бы вас внести свои предложения — как вы это видите, а мы 15 сентября в Москве с удовольствием эти предложения выявим, и с русскими националистами обсудим. Если найдем формулировку, которая всех устроит — с удовольствием. Не найдем — не обязательно её включать в этот манифест. Но в целом мы за то, чтобы права всех меньшинств соблюдались в полном объеме. Будем проводить истинную поддержку прав меньшинств, всех национальных образований. Кроме того, в любой стране, где исповедуется та или иная религия, можно строить капитализм, а можно социализм. Если мы за социализм — слава богу. Мусульмане, атеисты, православные — кто угодно. Это нас и будет объединять, к тому же примеры социализма есть, и никакая религия там ущемляться не будет.
Помимо прочего Сергей рассказал собравшимся, что в Москве скоро заработает общий сайт под названием «Движение миллионов». Это народный сайт, на котором будут собраны все предложения людей по изменению законодательства.
После встречи с активистами Удальцов направился на конференцию к журналистам. Там он рассказал, что встреча с гражданскими активистами прошла конструктивно, и они пришли к единому выводу: при нормальной власти ни права больших, ни малых народов ущемляться не будут. Конечно, если эти народы и религии будут соблюдать общие установленные правила.
О Pussy Riot
- Сергей, что Вы думаете о процессе Pussy Riot?
- Все процессы, где людей судят за политическую позицию, за их мысли, за их мнение безусловно, это репрессивные процессы. По поводу PR можно долго спорить — нравится их форма протеста или нет, туда они вышли или не туда, правильная у них позиция, или нет. Лично я от их акции не в восторге, хотя суть акции, наверное правильная. До тех пор, пока их не посадили в тюрьму, я не был их сторонником — слишком много эпатажа. Но теперь, когда их посадили на ровном месте, впаяли статью, а сейчас судят, я готов встать на их защиту.
О смертной казни
- Как вы относитесь к продолжению действия моратория на смертную казнь? Все таки мне кажется, что покойный Ельцин втиснул в российскую действительность мораторий на смертную казнь привело к тому, что были массовые террористические акты?
- Я — гуманист, и считаю, что жизнь человека бесценна. Но по отдельным преступлениям я за возврат смертной казни. Но решать это только на референдуме. Я считаю, педофилы, массовые убийцы, коррупционеры в особо крупных размерах (можно максимальную планку ставить). Если народ поддержит, значит надо вводить. Потому что для борьбы с коррупцией на каком-то этапе, на мой взгляд, и такие меры нужны. Потому что сегодня полнейшее чувство безнаказанности, вседозволенности, и разумный элемент страха тоже должен быть.
О мавзолее и КПРФ
- Как вы считаете, нужно ли убрать мавзолей с Красной площади?
- Я сторонник запрета на любые переименования, сносы памятников, выносы Ленина или заложения Ленина еще куда-то. Наша история — это наша история, и всё что есть надо сохранить. Иначе это бесконечный процесс. Сегодня Ленина вынесем, завтра вернем, храм Христа снесем, бассейн выроем, потом обратно храм Христа построим — это бесконечная история. Надо где-то ставить точку. Новые памятники ставьте, ради бога, но опять же — спросив мнение граждан. Называйте улицы, города, стройте их для начала, новые города. А воевать с историей хватит. Вот пусть Владимир Ильич Ленин там лежит. Он не по своей воле туда попал, это факт, он, я думаю, был против вот этого идолопоклонничества, безусловно. Крупская была против. Он не сторонник вот таких мер. Я считаю, это явный перебор. Но что было, то было. Сам Мавзолей, ансамбль красной площади защищен Юнеско— это памятник мировой культуры.
- Сергей, большая часть из здесь присутствующих участвовала в выборах в качестве наблюдателей,и в принципе,мы можем сказать однозначно — самое большое число голосов было украдено у КПРФ. И ведь Зюганов в курсе всего этого. На том же самом Марше Миллионов ему достаточно только обратиться к своим сторонникам, и это будет уже «марш ста миллионов». Вы говорили ему об этом? Что он отвечал?
- Я, как представитель левых сил, выступаю за максимальное единство левых сил. Есть пример единых фракционных партий, и на те же выборы лучше идти одной единой командой. Но на КПРФ администрация президента оказывает сильное влияние. Можно,конечно,бесконечно критиковать Зюганова. Но это сложный вопрос. Они сохранили партию — и в этом они молодцы. Если бы они «лезли на рожон», неизвестно,получилось бы у них это или нет. Но сегодня, я уверен, надо действовать смелее. Мы и поддерживали Зюганова при выборах президента в том числе для того,чтобы вовлечь партию в уличный протест. Своя коалиция нам необходима уже завтра. Наше движение работает над тем, чтобы там были и Миронов, и Зюганов, и Иванов — все представители левых сил, которые захотят к нам присоединиться. Получится ли — будет видно дальше. А вообще я выражаю надежду, что и у вас в Казани, и по всей стране все левые силы будут нормально взаимодействовать
О будущем
- Где вы видите свое место к 2015 году?
- Не хотелось бы так далеко загадывать, может, я к тому времени вообще буду сидеть, - невесело улыбнулся Сергей. - Сегодняшним властям это ничего не стоит сделать. Поэтому наша сегодняшняя мобилизация это в том числе и защита от репрессий. Ну, а сейчас мое место здесь, среди нормальных людей, будем бороться дальше. Я, как уже говорил, желаю объединения левых сил, поэтому, если мы решим эту проблему и проведем свободные выборы, то дальше будем развивать нормальный левый политический фланг. Место мне там найдется. А сейчас делать какие-то прогнозы — хочу стать президентом, космонавтом, или правителем мира — это всё пустые слова. Будем работать — будет авторитет, будем смотреть. Морально я ко многому готов.
- Представим, что вы президент. Каким будет первый указ?
- Первым должен быть указ о массовой амнистии. И политических заключенных, понятное дело, и людей, которые сидят за легкие преступления. Я вообще, сторонник того, что нам нужно тюрьмы наши разгружать. СИЗО, тюрьмы. Где можно человека не сажать, его не надо сажать, есть домашний арест, есть другие формы наказания.
- Я имел в виду по социальным проблемам.
- Ну, какой-то один указ — это очень упрощает ситуацию. Но главная проблема, с нашей точки зрения - это вопрос собственности. Почему у нас недра,почему у нас стратегические отрасли принадлежат непонятно кому? То есть встанет вопрос наведения порядка в нашей собственности, наших недрах, в стратегических отраслях, в промышленности. Второй вопрос — современная налоговая система, т. е.это прогрессивная шкала, - все наши люди, которые больше зарабатывают, должны больше платить, вкладывать в общее, в бюджет — это нормально, так происходит во многих странах. Вот самые начальные вещи... В один вопрос это явно не укладывается.
Сколько народу соберет «Марш миллионов в Казани?»
По окончании конференции Сергей сам задал вопрос:
- Как вы сами чувствуете, откликнется ли Казань, есть ли порох в пороховницах, есть ли энергия?
- Больше тысячи не будет, - сказал кто-то из журналистов.
- Больше пятиста не будет — возразили ему.
- Если есть энтузиазм, можно еще поработать и вывести 15 сентября больше людей, - вынес вердикт Удальцов.
Он выразил надежду, что Казань достойно выступит на Марше Миллионов,и в свою очередь пообещал, что Левый Фронт постарается охватить 50-70 городов по всей России.