О том, почему не обновляется пассажирский флот мы с заместителем начальника управления маркетинга судостроительной продукции ОАО «Зеленодольский завод имени А.М.Горького» Дилярой Федоровской.
- Готов ли судостроительный завод выпускать для нужд республики пассажирские суда? И есть ли заказы?
- Наш завод имеет полувековой опыт строительства скоростных пассажирских судов из легких сплавов. За последние 50 лет на нашем предприятии построено более 380 единиц скоростных пассажирских судов на подводных крыльях «Метеор», первая в мире серия скоростных пассажирских судов с воздушной каверной на днище «Линда» и, кроме того, скоростные катера и корабли для ВМФ.
Зеленодольский завод имени Горького всегда был лидером в области внедрения прогрессивных технологий в области скоростного судостроения. А в настоящее время является единственным заводом в России, где в последние годы ведется серийное строительство инновационных скоростных судов, предназначенных для массовых перевозок пассажиров по внутренним водным путям и прибрежным морским линиям. Построенные в последние годы скоростные пассажирские суда уже не первую навигацию эксплуатируются на Лене и Енисее.
Суда такого типа необходимы и нашей республике, потому что изношенность республиканского пассажирского флота, как и в целом по России, достигла своего критического уровня. Ежегодно за навигационный период на старых изношенных судах «Татфлот» перевозит около 950 тысяч пассажиров, и объем пассажиропотока год от года постоянно увеличивается в среднем на 4-6%.
Проект А45-4.
Совместно с конструкторами ООО «Агат Дизайн Бюро» из Санкт-Петербурга наш завод еще год назад начал работу над проектами судов А151-1 и А45-4, которые создаются на базе отработанного на Лене и Енисее проекта А45, но с учетом условий эксплуатации судов в нашем регионе.
В советские времена завод ежегодно поставлял речному флоту по 12 единиц СПК «Метеор». В ближайшие 2 года при существующей загрузке мы сможем построить для республиканского флота необходимые ему 4 скоростные суда.
Наш завод имеет все возможности строить любых типы судов, необходимых республике, - прогулочных, туристических, грузовых, судов вспомогательного флота, плавгостиниц, плавстоянок и пр. Но таких заказов к нам пока не поступало.
- То есть мы можем собственными силами обновить весь речной флот Татарстана?
- Безусловно! Мы можем это сделать. Вопрос только в финансировании.
Администрация Красноярского края, например, в 2007 году нашла средства в бюджете для заказа на Зеленодольском заводе им. Горького 4-х пассажирских судов. С прошлого года администрация Красноярского края приступила к реализации масштабного проекта по замене старых водоизмещающих судов на современные скоростные комфортабельные суда, заказ на строительство которых также планирует разместить на Зеленодольском заводе.
В Красноярском крае есть понимание того обстоятельства, что финансовые возможности российских судоходных компаний, осуществляющих пассажирские перевозки, не позволяют приобретать новые суда без государственной поддержки. Приобретение судов в лизинг без господдержки также не представляется возможным, так как при существующих лизинговых схемах и при существующих финансовых возможностях судоходных компаний, возврат кредита может быть осуществлен только лишь лет через пятьдесят.
Частные инвесторы также не спешат вкладывать свои средства во флот, эксплуатация которого не приносит больших прибылей. То есть в реалиях сегодняшнего дня без госзаказа обновление пассажирского флота практически невозможно.