Примерное время чтения: 6 минут
1187

Раиса Гуслякова: «Если врач и пациент объединяются, болезнь можно победить!»

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 3. АиФ-Татарстан 15/01/2013

«Нашим врачам многое под силу. Когда больного «тащишь сердцем», он, как правило, выживает», - говорит заместитель главного врача Республиканской клинической больницы, лауреат Государственной премии РТ в области науки и техники Раиса Гуслякова.

 

Раиса Гуслякова

 

- Раиса Петровна, не так давно в Перинатальном центре РКБ впервые в республике родился ребёнок у матери с пересаженной почкой. Поздравляю!

- А пару лет назад роды успешно прошли у женщины, которая 40 дней находилась на искусственной вентиляции лёгких. РКБ отметили дипломом «За удивительный случай». Но для меня это неудивительно, потому что знаю коллег. Им ещё и не такое по силам!

 

Эксперимент

- Вы мечтали стать артисткой, а стали врачом. Не праздничная профессия.

- Из-за врачебной ошибки в 40 лет умер мой папа. Меня потрясла его кончина. Как-то он сказал: «Не ходи в артистки. Если случится беда, всё равно надо будет петь и плясать». Жизнь действительно не только праздник.

- Врачам платят мало, ругают много, но в медвуз – всегда огромный конкурс…

- Было 7 человек на место, когда поступала на лечфак. Ректор Р. Вяселев разрешил экзаменоваться без паспорта, «в порядке эксперимента», мне было 15 лет. Не задумывалась о будущей зарплате. Медицина привлекла гуманизмом. Нет более сложного создания, чем человек. Врач – самая благородная профессия. Недаром из нашей профессиональной среды вышли выдающиеся учёные, писатели, просветители.

- После института вы отправились на целину. Для многих романтика обернулась жизненным крахом.

- На целину молодёжь тогда ехала эшелонами. Меня ждали Кулундинская степь, чёрные бури, когда дышать было нельзя без повязки на лице, крохотная больничка, в которой стала крупным специалистом по чесотке. Хотя в КГМИ увлекалась хирургией и даже ассистировала. На целине я встретила своего будущего мужа, выпускника Ростовского мединститута, и с ним мы счастливо прожили 20 лет. На целинных землях было много немцев, выселенных из Поволжья. В их домах царили чистота, порядок, к старикам относились почтительно. Я тогда поняла: в любых обстоятельствах надо сохранять человеческое достоинство. А если не сохраняешь, то не вини обстоятельства. Преклоняюсь перед С. Фёдоровым, лейб-медиком царской семьи, с которой он разделил многие тяготы после революции. Несмотря ни на что, он сумел оставить после себя уникальные медицинские методики. Когда бываю в Питере, кладу гвоздики на его могилу. А на фронтоне питерской клиники доктора Гааза есть надпись: «Спешите делать добро! Завтра может быть уже поздно». Это мой девиз.

Феномен профессии

- Медицина стала сферой услуг, врачи - обслугой. А величавые профессора со свитой нынче по палатам не ходят, чтобы дедуктивным методом сформулировать диагноз.

- Развилась точная диагностика, позволяющая быстро понять суть патологических процессов. В РКБ несколько десятков специализированных отделений, можно посоветоваться с любым специалистом. Существует триада: болезнь – пациент - врач. Если врач и пациент объединяются, то болезнь можно победить. И наоборот. Сегодня мы лечим то, от чего прежде спасения не было. Но совершенству нет предела.

 

                                                                         
Досье
Раиса Гуслякова родилась в дер. Ср. Девятово (Лаишевский район). Окончила КГМИ. Отличник здравоохранения СССР, заслуженный врач РФ и РТ, награждена орденом Святой Равноапостольной княгини Ольги III степени. Вдова, есть взрослый сын и внучка.

- Вы переносили нашу встречу, объяснив, что заняты тяжёлым случаем. Разве это входит в ваши обязанности? Ведь в РКБ почти 1500 коек!

- Ни один тяжёлый случай не проходит мимо. Все мы мобилизуемся. Лечащий врач – вершина медицины. Многое зависит от среднего и младшего персонала. Главный врач и я подключаемся, чтобы имелось всё необходимое для спасения жизни. Когда больного «тащишь сердцем», он, как правило, выживает. Я считаю, что деление на науку и практику непродуктивно, а в медицине – особенно, ведь здесь одно немыслимо без другого. В РКБ на этой почве конфликтов нет. И многие коллеги удивляются, потому что в клинических больницах бывают такие коллизии. Ну а пациенту, который доверяет человеку в белом халате своё здоровье и жизнь, всё равно, есть у врача учёные степени и звания или нет. Лишь бы дело своё знал.

 

- Сострадание и милосердие не выпали из обихода? Встречаются врачи, у которых в каждом глазу калькулятор щёлкает.

- Если вы про платные услуги, то они востребованы. Появились пациенты, которым надо и быстрее, и комфортнее. И если они готовы платить за комфорт, зачем отказывать? В конце концов, это позитивно отражается на зарплате медиков, на оснащённости больницы. РКБ расширяется, модернизируется, кому плохо? Но нет особых методик, других врачей, отдельной диагностической аппаратуры, как нет и отдельных болезней. Скажете, что комфортнее хочется всем? Согласна. Только тогда российскому здравоохранению нужны иное финансирование и иное отношение. Страна пока не может себе этого позволить. Почему? Вопрос не ко мне.

- Как думаете, душа бессмертна?

- Медицине пора уходить от материализма. Человека можно вывести из состояния клинической смерти. Отмечены случаи, когда из комы больной выходил через много лет. Есть немало тайн в природе человека, и душа, думаю я, существует. Каждый из нас не по своей воле приходит в этот мир.

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Загрузка...

Топ читаемых

Самое интересное в регионах