Примерное время чтения: 6 минут
518

Эксперт-венеролог : «нехорошие» болезни не скроешь

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 32. АиФ-Татарстан 08/08/2012

Например, сифилис считается маркерным заболеванием. «Когда он идёт на снижение, говорят о некотором благополучии», - считает Искандер МИНУЛЛИН, главный врач Республиканского кожно-венерологического диспансера, главный дерматовенеролог Татарстана и ПФО.

Биологические часы

- Искандер Кагапович, в последние 15 лет показатели по этому грозному заболеванию постоянно снижаются. Такая картина только в Татарстане?

- Снижение заболеваемости наблюдается по всей стране. При этом если в РТ сифилиса меньше, чем по России, то гонореи, наоборот, больше, хотя число заболевших ею тоже постепенно снижается. Создание в РТ большого количества доступных анонимных кабинетов и внедрение конфиденциального метода лечения способствовало лучшей выявляемости заболевания.

Чтобы понять, что действительно происходит в городе или регионе, надо сравнивать в масштабах страны, мира. Например, если в 1996 г. в республике было зарегистрировано около 9900 чел., переболевших сифилисом, то в Республике Тыва - в 10 раз больше! С чем это связано? В городе отключали свет, пойти некуда – клубов нет, других цивилизованных развлечений - тоже. Оставался алкоголь и секс. Ситуация в Тыве в те годы была просто катастрофическая! У нас заболеваемость сифилисом составляет в целом 35 случаев на 100 тыс. человек, а в Швеции – 0,02 чел. Но при этом хламидиоза в Швеции регистрируется в десятки раз больше, чем у нас. Это не означает, что мы болеем меньше, просто там бесплатный скрининг хламидиоза. Отсюда хорошая выявляемость. А у нас люди могут годами не знать о хламидиях, тем более заболевание протекает, как правило, до поры скрытно.

- То есть на заболеваемость влияет среда?

- Отчасти. Так как помимо социальных причин есть глобальные биологические процессы, над которыми человек не властен, их нельзя доказать цифрами.

Когда мы проанализировали заболеваемость сифилисом за сто лет, увидели волнообразность: каждые 15 лет показатель то повышается, то уменьшается. Какие-то годы можно объяснить историческими событиями: войной, оккупацией, насилием... Но существуют биочасы. Приведу аналогию: вдруг в какой-то год в невероятном количестве размножились ёжики. Что к этому привело? В нужный момент сложились благоприятные погодные условия, сформировалась кормовая база. То же самое происходит в случаях с инфекциями и микробами. И даже если социальная среда – образование, медпомощь – построена идеально, между влиянием природы и социальной среды на заболеваемость постоянно идёт борьба.

- Пик сифилиса пришёлся в разгар так называемой сексуальной революции - на 1996 г. Что с тех пор изменилось в наших головах?

- В обществе значительно изменились поведенческие реакции. В конце 70-х люди боялись идти к венерологу. Страх был основан на огласке перед обществом. Потом началась демократизация, люди стали сексуально более раскованными – девственница-старшеклассница сейчас чуть ли не посмешище. Всё это не может не сказаться на распространении инфекций. Но почему не происходит тотального заражения инфекциями, передающимися половым путём (ИППП)? Спасительный клапан заключался в том, что раскованное сексуальное поведение приводит к более доверительному отношению к врачу. Во-вторых, появилось много препаратов, которые быстро лечат больных – например, гонорея излечивается одной инъекцией или таблеткой. Это также стало поводом для обращения к врачам.

 

Языком цифр
Самые распространённые заболевания, передающиеся половым путём, в РТ:

- 2510 случаев в РТ - хламидиоз

- 2398 – аногенитальные (венерические) бородавки

- 1997 - трихомоноз

- 1268 – гонорея

- 580 – сифилис

(по данным РКВД за 6 мес. 2012 г.)

Снова вверх?

- Если следовать логике, связанной с биомеханизмами, значит, скоро следует ожидать роста сифилиса?

- Сейчас темпы снижения заболеваемости снизились. И в скором времени прогнозируем незначительный подъём. Думаем, что это связано, помимо волнообразности течения сифилиса, и с улучшением диагностики, выявлением поздних форм этого заболевания.

- Можно ли избежать сильного роста этих показателей?

- Сейчас об ИППП надо говорить по-новому. Нужно, чтобы этим занимались специально обученные люди, педагоги, психологи, подготовленные родители. Мы пытались выступать в школах с лекциями, но нам говорили, что такими рассказами мы подталкиваем подростков к ранней сексуальной жизни, заостряя их внимание на этих вопросах.

Но работу надо продолжать. Тем более что одновременно со снижением показателей по сифилису стали больше диагностировать хламидиоз, вирус папилломы человека. А вирус папилломы человека (ВПЧ) имеет десятки типов, некоторые из них являются онкогенными – могут вызвать рак шейки матки. Важно, чтобы молодые девушки не заразились вирусом, пока не родили детей, так как есть опасность передачи инфекции внутриутробно плоду. А лекарства, которое влияет на ВПЧ онкогенного типа, нет. Поэтому основная цель профилактики - воспитание в девочках правильного сексуального поведения, чтобы они вели тот образ жизни, который не позволял бы им заразиться ВПЧ. Мы, кстати, хотим выйти с инициативой за счёт государства вакцинировать 14-летних девочек от заражения ВПЧ, что их спасёт в будущем от рака шейки матки. Некоторые регионы РФ такие программы уже приняли.

Мне кажется, что значение нашей службы иногда недооценивают, направляя силы и средства в другие сферы медицины. У меня был пациент, который 30 лет болел псориазом и в возрасте 51 года умер от инфаркта. Что значится причиной смерти в таких случаях? Инфаркт! А на самом-то деле его «доконал» псориаз: из-за него у мужчины были проблемы в семье, он не мог появляться в общественных местах, начал пить, чтобы заглушить боль. И в итоге сердце не выдержало.

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Загрузка...

Топ читаемых

Самое интересное в регионах