aif.ru counter
76

Как работы казанской фотохудожницы приглянулись американскому президенту

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 17. АиФ-Татарстан 25/04/2012

Работы казанской фотохудожницы Ляли Кузнецовой имеются и в американской галерее искусства Коркоран – аккурат напротив Белого дома. Недавно в Москве, в Доме Нащокина, прошла ее очередная персональная выставка.

«Я не владею ни одним иностранным языком, ведь фотографии перевод не нужен», - говорит она.

Без перевода

- Вы – одна из немногих в РФ женщин – фотографов. Почему?

- У мужчин – тыл за спиной. А женщины должны выбирать: семья или такая работа. Ни один мужчина не потерпит вечно отсутствующую в доме жену и пустой холодильник. В моём поколении я действительно исключение. Но сейчас среди молодых коллег очень много женщин. Я занялась фотографией, когда из жизни очень рано ушёл муж. Мы окончили КАИ, он занимался ракетными двигателями и заболел лейкозом. Я осталась с 5-летней дочкой на руках, родители – далеко, в Казахстане. Мне хотелось выйти за пределы конструкторского бюро. Кстати, своей камеры у меня долго не было. Я пришла в республиканское объединение фотохудожников ТАСМА, и начала серьёзно работать над собой, устроилась на работу в музей ИЗО. Так что я в полном смысле слова самоучка.

- Чем ознаменовалась для вас московская выставка, какая она по счёту?

- Впервые более 100 моих работ представил известный столичный коллекционер и галерист Ильдар Галеев. Он, приехав в Казань, перелопатил весь мой архив и нашёл абсолютно новый пласт, о некоторых снимках я уж и сама забыла. Нумерацией своих выставок не занимаюсь, со счёту сбилась. Они проходили в США, Англии, Голландии, Португалии, Франции, Германии и других странах, где вышли и многочисленные фотоальбомы. Не владею ни одним иностранным языком. Фотографии перевод не нужен.

- В вашей крохотной «двушке» часто гостят известные люди со всего света. Здесь же – фотолаборатория. Но ведь ваши работы прославляют не только РТ, но и страну. Не ценят?

- Надо кого-то просить об улучшении жилищных условий, куда-то ходить, тратить время. У кого-то это получается, у меня – нет. И званий никаких не имею. А когда приезжают гости, туда-сюда таскаю оборудование лаборатории. Я человек небогатый, главное для меня – творчество.

Цыганский романс

- Мировую славу вам принесла цыганская серия. Как удалось заслужить любовь народа, недоверчивого к чужакам? Может быть тем, что вы похожи на цыганку?

- Я татарка. Родилась в Уральске (Казахстан). Там, в степи, в кибитках, жили цыгане, которыми меня пугали в детстве. В результате возник интерес. Летом поехала к родителям в Уральск, сделала первые снимки. И так вышло, что цыгане стали моей визуальной картинкой. Потому, похоже, что личная трагедия тогда совпала с трагизмом их судьбы. Тему продолжила под Одессой, в Средней Азии, в Восточной Европе. За рубежом появились фотоальбомы. Как-то обратились ко мне и московские цыгане, увидевшие альбом «Другая Россия», изданный в Англии. Пригласили к себе. Но это всё потом, а вначале и впрямь было трудно. Чтобы разрешили съёмку, шла на поклон к цыганским баронам, чьё слово – закон. Работая в таборах или в поселении, всегда старалась стать частью пейзажа, жить жизнью своих героев, чтобы даже дети перестали меня замечать. Постепенно стали приглашать на международные цыганские фестивали. Так во Франции, в Ниме, на моей выставке специально для меня одна эмигрантка с Украины пела цыганские романсы. В них было столько тоски по родине, что зрители, даже не понимая слов, плакали. Никогда этого не забуду.

- Фильмов о вас снято немало. Вот и на выставке в Доме Нащокина работало узбекские телевидение. Средняя Азия ещё одна ваша «фишка»?

- Впервые я попала в Узбекистан в 1990-м г. благодаря журналу «National geographic», который заказал мне серию об узбекских хлопкоробах. Когда прилетела, показалось, что угодила в рай. Старики на осликах, запах дынь, разноцветье восточного базара, совершенно необыкновенная архитектура... Я тогда влюбилась в этот край. И это отразилось в моих снимках узбекской серии. В Узбекистане я снимала и цвет, хотя предпочитаю чёрно-белое фото. В цвете был сделан и фотоальбом «Керамика Риштана».

Что до фильмов, то все они служат мне подспорьем, когда читаю сегодня лекции в фотошколах и студиях Питера и Москвы. «Методичек» у меня нет, только слайды, фильмы и мои работы. Они говорят сами за себя.

- Первую международную Золотую медаль «За гуманизм» ещё в 80-х вы получили в Париже за цыганскую серию. Но ведь есть и еврейская …

- В 2010 г. в России издан мой первый русскоязычный альбом «Дорога». Здесь есть работы о бухарских евреях. Эту тему заказывало Министерство культуры РФ для фестиваля «Роза мира», который проходил в Москве.

Человек мира

- Вы объездили почти весь мир и весь СССР. С какой точкой на карте связаны особо тёплые воспоминания?

- Трудно сказать. А вот с Вильнюсом связан мой первый серьезный шаг в международную фотографию. Председатель литовского фотообщества А. Суткус, увидев мои первые цыганские снимки, пригласил на работу. Я ухватилась за такую возможность, потому что Прибалтика шла тогда в авангарде советского фотоискусства. Стала отправлять свои снимки за рубеж, на конкурсы и фотовыставки. Не будь Вильнюса, всё в жизни могло бы сложиться иначе.

- У вас есть ученики в Казани?

- Есть японский студент из КФУ, он называет меня своим учителем, фотографирует современную Россию. Часто ездит к цыганам, с которыми я его познакомила. Рада, что у него появилась своя тема с моими героями. Некоторые из них стали уже взрослыми, другие состарились. Тем интереснее его работы для меня.

- Почему так редко выставляетесь в РТ?

- Последняя выставка вместе с презентацией книги состоялась в 2011г. в музее ИЗО. Галеристы, издатели, коллекционеры всех стран как-то сами выходят на меня. В Казани, в ТЮЗе и театре им. Г. Камала есть мои галереи портретов. Стала использовать «цифру», хотя с цивилизацией я не на короткой ноге. Сейчас работаю со своим архивом. Мне ведь уже 66, и я не скрываю своего возраста. Хотя для всех по-прежнему просто Ляля.

- Изящная, миниатюрная, всегда в чёрном, всегда обвешанная фотокамерами, вы когда-то выделялись в мужской казанской фототусовке…

- Чёрное перестала носить, когда родилась внучка Анаис. Сейчас и внук растёт – Савелий. Дочь живёт в Москве, так что я – между двумя городами. Так уж сложилось, что вся моя жизнь – дорога. Но, хотя считаю себя гражданкой мира, в Казани бываю теперь чаще, чем раньше. Дом мой здесь. Есть семья, друзья, любимая работа, так что я счастливая женщина!

Досье

Ляля Кузнецова родилась в Уральске (Зап. Казахстан), в 1946г. Автор многочисленных фотоальбомов, изданных, в основном, за рубежом. Лауреат более 20-ти международных фотовыставок, фестивалей и конкурсов. Член Союза журналистов РФ.

 

Смотрите также:

Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Загрузка...

Топ читаемых

Самое интересное в регионах