У многих он ассоциируется, пожалуй, лишь с одноименной улицей в Казани. Его перу принадлежит повесть «Неотосланные письма». Это произведение позволило автору вернуться в мир литературы после гонений.
Жизнь Кутуя (настоящее имя Адельша Кутуев) разрушилась в одночасье после нескольких лет успешного творчества.
- Современники говорили о Кутуе как о человеке энергичном и ярком, душе любой компании и искусном ораторе, - рассказывает Фоат Галимуллин, профессор кафедры татарской литературы КФУ. - Приехав в Казань в начале 20-х годов, он быстро стал известным как поэт и публицист. Писал рецензии на спектакли и книги.
А в 1930 году писатель из Башкирии Тухват Ченекай опубликовал открытое письмо, где обвинил Кутуя в сговоре с другими молодыми авторами против признанных деятелей литературы. Последовал арест.
Из тюрьмы Кутуя выпустили лишь через 9 месяцев, так и не найдя доказательств вины. Но путь в литературу оказался закрыт. Вчерашние коллеги перестали здороваться, замечать. Поверил навету и ближайший друг - литератор Хади Такташ. Раз написали в газете, значит, правда. Даже умирая, не захотел встретиться с Кутуем.
В годы гонений писатель устроился преподавателем татарского языка и литературы в строительный институт. Но и это была лишь подработка.
Отвергнутый всеми, он взялся за новое произведение («Неотосланные письма») о молодой женщине, которая пишет мужу о происходящем вокруг. Кутуй отнёс повесть драматургу Ризе Ишмурату. Прочёл её ему сам и получил восторженный отзыв. В издательстве творение встретили прохладно, но повесть была так хороша, что её всё-таки опубликовали в 1935 году.
Когда началась война, известному автору хотели дать бронь, но он отказался.
- Я был знаком с его сыном Рустемом Кутуем, тоже ставшим писателем, - говорит Фоат Галимуллин. - Ему было пять лет, когда отец ушёл на фронт. Но он помнил, как тот боролся за право защищать родину. Даже в заявлении написал, что каждый день до 12 часов дома будет ждать повестку. Та пришла не сразу. Первую военную зиму Кутуй провёл в Казани. Рустем рассказывал, что нечем было топить печь, и однажды к Дому печати (на Баумана. - Прим. ред.) привезли дрова. Отец, как бурлак, тащил за собой целый ствол до дома на ул. Комлева (нынешняя Муштари).
На войне Кутуй всегда находился на передовой. Были и ранения, но не слишком серьёзные. Успевал писать фронтовые зарисовки в газеты, продолжал сочинять стихи. К сожалению, неоконченной осталась повесть «Приключения Рустама» - о том, как подросток превращается в невидимку и воюет с фашистами. Произведение опубликовали, ведь дописать оставалось совсем чуть-чуть, и концовку читатель мог додумать сам.
В 43-м вернуться домой Кутую предложил генсек Союза писателей СССР Александр Фадеев. Но Кутуй отказался.День Победы писатель встретил в польском городе Згеш на больничной койке. Его погубила сильная простуда. Он скончался через месяц в возрасте 41 года. Пройдя почти всю войну, не смог вернуться домой…
В 1964 г. Вознесенский тракт в Казани был переименован в улицу Аделя Кутуя.