Примерное время чтения: 8 минут
261

Альбина Абсалямова создала клуб потомков деятелей культуры Татарстана

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 27. АиФ-Татарстан 02/07/2014

«Эту память можно сохранить только сообща», – говорит Альбина Абсалямова, куратор выставочного проекта «Вечный человек» музея «Казанский Кремль», организатор клуба потомков деятелей культуры «Династия», внучка писателя Абдурахмана Абсалямова.

Стихи не кормят

– Альбина, правда ли, что в поэзию вас благословил Андрей Вознесенский?

– Да. Ведь я родилась в литературной семье, уже в пять лет рифмовала строки, а в 13 мои стихи опубликовали в «Пионерской правде». В старших классах я пришла в литобъединение «Белая ворона». Вскоре вышла первая книга стихов «Осколки снов». У меня была рекомендация в литинститут от поэтессы Татьяны Бек. В 2001 г. за вторую книгу «Я люблю писать курсивом» получила молодёжный грант премии «Триумф» вместе с Ренатой Литвиновой, Кириллом Серебренниковым. Так, в 20 лет я стала членом Союза писателей РТ, на тот момент самым юным. В 2013 г. вышла моя книга стихов «Живая вода». Готовлю четвёртый сборник.

– В РТ разрабатывают программу «Стратегическое управление талантами». Поддерживают ли молодых поэтов?

– В Казани есть литобъединения и площадки для самовыражения, но жить одной поэзией, зарабатывать на ней не получится. Изданий, публикующих стихи, мало, и платят там редко. Поэтические встречи чаще проводим бесплатно. Так что поэзия не кормит, как в советское время.

– Поэтические образы с того времени тоже изменились?

– Скорее, поэтическая манера. Разница между поэтическими школами нивелировалась. Форма стала менее строгой: современные стихи похожи на дневниковые записи или посты в соцсетях. Это веяние времени. Так, стилистика Веры Полозковой кардинально отличается от той, что использовала Белла Ахмадулина. А вот тематика та же – чувства и происходящее вокруг.

– Зачитываться стихами не модно. Но в Год культуры в Казани открыли «Литературные дворики». Новые формы расширяют круг ценителей поэзии?

– На культурные мероприятия, как правило, ходят одни и те же казанцы. Дальше этого круга не ведают ни о театральных премьерах, ни о презентациях книг, ни о поэтических вечерах. Вот и о событиях Года культуры знает только эта публика. Думаю, если бы по городу ходили бесплатные автобусы с надписями «Мы едем по музеям!», то удалось бы привлечь новую аудиторию. Нужно создать условия, чтобы человеку достаточно было выйти из дома, а остальное за него уже сделали.
Чтобы расширить круг, я провожу вечера, сочетающие музыку и поэзию, с народным артистом РТ, пианистом Рэмом Урасиным, аккордеонистом-виртуозом Андреем Сидоровым. К осени готовлю новую программу.

Клуб потомков

– В последние годы вы попробовали себя и в жанре документальной прозы…

– Да. Ещё в 2011 г. к столетию дедушки я написала книгу «Никогда не угаснет», раскрыв неизвестные факты о нём. Но книга всё не вместила. Пишу роман, основанный на реальных событиях. Это вековая история бабушкиной семьи, которую раскидало по свету: одних репрессировали, других раскулачили, третьи эмигрировали. В советское время историю татарской эмиграции замалчивали. Я впервые опубликую редкие документы.

Я нашла потомков эмигрантов в Узбекистане, Турции и США. Так, в романе я рассказываю о жизни бабушкиного дяди, ставшего первым имамом Харбинской мечети в Китае. Или историю её двоюродной сестры, которая в разгар войны в 1943 г. отправилась вслед за женихом из Китая в Турцию. 40 дней она ехала по Транссибу навстречу человеку, которого не видела четыре года и от кого полгода не получала писем. Не зная, жив ли он, уже в Анкаре она отправила ему телеграмму. Представьте, он её встретил, и они прожили вместе 60 лет. Надеюсь, роман выйдет уже в этом году.

Красавчик со снимка

– Ваш дед умер за два года до вашего рождения. Как вам удалось сохранить память о нём не только для себя, но и для татарской литературы и общества?

– Абдурахман Абсалямов – автор самого популярного татарского романа «Белые цветы», изданного беспрецедентным для РТ тиражом более 5 млн экземпляров. Но перед его 100-летием в Союзе писателей РТ задумались, надо ли проводить вечер памяти? Для меня это был нонсенс: разве юбилей классика нужно обсуждать?! Показательно, что на родине деда в Мордовии к юбилею открыли музей знаменитого земляка и назвали его именем улицу. Юбилей отметили и в Доме Асадуллаева в Москве, где учился дедушка.

Конечно, я добилась, чтобы вечер состоялся и в Казани. Но есть писатели, за которых некому обивать пороги чиновников. Их имена уходят в небытие, несмотря на то, что их произведения по-прежнему актуальны. Вот почему я создала клуб потомков деятелей культуры «Династия», чтобы действовать сообща ради сохранения памяти.

До недавнего времени я возглавляла строящийся музей татарской литературы, но власти так и не нашли на него денег. За два года я провела серию встреч «Писатель и его муза», где потомки рассказывали об историях любви известных родителей. По итогам проекта готовлю книгу. И я не оставила начатое: в мае в Кремле мы открыли выставку под открытым небом «Вечный человек» о деятелях культуры – фронтовиках. В 2015 г. мы дополним её персоналиями. Материал для выставки набрали ценный, так что решили оцифровать его и создать виртуальный музей. Г

Год назад в квартире, где живут мама с братом, мы открыли первый в РТ частный музей Абдурахмана Абсалямова и его эпохи. Попасть на экскурсию можно, написав на albina@absalyamova.ru. До конца лета мы запустим виртуальную экспозицию, также готовим передвижную выставку для регионов. А к 70-летию Победы планируем провезти чемодан деда с его «золотыми вещами» – фронтовыми газетами, письмами, листовками – по местам, где он воевал – от Карелии до Китая.

Досье
Альбина Абсалямова родилась в 1981 г. в Казани. Окончила КГФЭИ по специальности внешнеэкономическая деятельность. Кандидат экономических наук. Член Союза российских писателей. Замужем, есть две дочери.

– Вы чувствуете, что делаете всё это не зря?
– Отношение к памяти об известных людях меняется. С моего сайта роман «Белые цветы» в месяц скачивают 200 человек. Иногда я сажусь на лавочку возле экспозиции «Вечный человек», вижу новые лица и радуюсь, что мы поставили её на улице, а не в музее, куда зашли бы только ценители. Как-то раз у тумб остановились девочки, и одна говорит другой: «Прикинь, какой красавчик был Адель Кутуй! А я даже не знала, хотя живу на улице его имени». Может, они не станут вчитываться в документы, но хотя бы запомнят лицо красавчика со снимка…

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Загрузка...

Топ читаемых

Самое интересное в регионах