В недавно открытом после реконструкции музее Евгения Боратынского открылась выставка раритетов из музейных коллекций Казани, Москвы и Санкт-Петербурга. Помимо традиционной экспозиции сюда привезли экспонаты из коллекций Всероссийского музея Пушкина в Санкт-Петербурге, московских Государственного музея Пушкина и музея В.А. Тропинина, Национального музея Республики Татарстан и Научной библиотеки имени Лобачевского КФУ.
Многие из представленных на ней раритетов не были в родном городе и в этих стенах более полувека – их собрали в одном месте исключительно в честь очередной годовщины визита Александра Сергеевича в город на Волге. «АиФ-Казань» выбрал самые интересные экспонаты, которые «рассказывают» о визите великого поэта лучше любых исторических источников.
В творческом поиске
В Казани, поэт, как известно, пробыл два с половиной дня – с вечера 5 сентября до утра 8 сентября по старому стилю (то есть с 18 по 21 сентября – по новому), но впечатлений, эмоций и воспоминаний как у него, так и у тех казанцев, что общались с ним, осталось более чем достаточно.
Известно, что целью посещения Пушкиным города на Волге был сбор материала о «народном» претенденте на российский престол Емельяне Пугачеве и устроенном им бунте. На основе собранных пытливым литератором данных были созданы два труда: историко-документальный - «История Пугачевского бунта» и художественный - «Капитанская дочка». Первая, по замыслу автора, должна была именоваться «Историей Пугачёва», но личный цензор Пушкина – государь Николай I - сказал, что «у вора не может быть истории», посему название пришлось подкорректировать. Впрочем, первые издания обеих книг (1831-го и 1836-го годов) были заботливо извлечены из архивов библиотеки Казанского университета.
Но книги - книгами, с их содержанием в той или иной мере знаком каждый наш просвещенный и не очень соотечественник. Совсем другое – увидеть Казань глазами Пушкина. И даже не только Пушкина, но и героя его исследований – Емельяна Пугачева.
Отчасти в этом может помочь уникальный рисунок русского художника Михаила Махаева, запечатлевший Казань 1767-го года – спустя три года после того, как её брали войска бунтаря. Поражает обилие церковных колоколен: Казань, как известно, выгорала дотла, но неизменно отстраивалась.
В экспозиции представлен архивный реестр, в котором указаны все храмы города, порушенные и ограбленные пугачёвцами. Есть и список «убитых до смерти», открывает который имя Нефёда Никитича Кудрявцева.
Два товарища
В Казани нет собственного пушкинского музея и размещение экспозиции в доме Боратынского не случайно. Поэты были большими друзьями, чему свидетельство - их совместное издание 1828-го года – в одном томике и пушкинский «Граф Нулин», и «Бал» Боратынского.
За год до выхода книги оба поэта заказали свои портреты московскому художнику Иосифу-Евстафию Вивьену де Шатобрену. После чего Пушкин подарил свой портрет другу, и тот хранился в его доме. Впоследствии внук Евгения Абрамовича сделает на оборотной стороне надпись: «Этот портрет заклеен в рамку, по преданию, собственноручно Александром Сергеевичем Пушкиным». Сейчас обе работы находятся в коллекции Всероссийского музея Пушкина в Санкт-Петербурге, но на время вернулись в родные стены.
В экспозиции есть еще одно прижизненное изображение Пушкина – акварель неизвестного автора, сделанная в 1831 году в Царском Селе. Здесь поэт предстает в несколько непривычном образе – в дорожной шляпе, напоминающей чепец, а потому выглядит несколько забавно для нашего современника. Другое дело - акварель Александра Брюллова, изображающая красавицу той эпохи – Анну Давыдовну Боратынскую, урожденную Абамелек-Лазареву, жену младшего брата поэта – Ираклия Абрамовича, казанского генерал-губернатора. Этой диве с армянскими корнями до замужества Пушкин посвящал стихи. А она, в свою очередь, переводила его произведения на европейские языки.
Брюлловская акварель также висела в доме Боратынских, но теперь находится в коллекции Всероссийского музея Пушкина. А вот столик, за которым работал знаменитый гость, живя в доме тестя Евгения Боратынского Льва Энгельгардта, из Казани никогда не уезжал. Миниатюрный и очень удобный даже по нынешним временам, он не зря назывался на французский манер – секретер, в нем были секретные отделения, о которых знал только его хозяин.
Диванные рассказы
Конечно, не с одной фамилией Боратынских и их родственников ассоциируются три «пушкинских» дня в Казани. Это и чета Фуксов (Карл Фукс - ученый-энциклопедист, пятый ректор Казанского университета, его жена Александра основала в Казани литературный салон), с которыми поэт очень хотел познакомиться и познакомился, посетив их гостеприимный дом. Это и купец-миллионер Леонтий Крупенников, побывавший в 19 лет в пугачевском плену. Его рассказы легли в основу произведений Пушкина. Представленный на выставке диван, на котором сидел поэт, слушая эти рассказы, тому свидетель.
Много ещё интересных фактов и находок собрано в казанском Музее Боратынского к памятной дате. Казалось бы, ничто для истории – суперкраткий хронологический отрезок. Но благодаря личности Пушкина, образам его выдающихся и неординарных современников, он превращается в самостоятельную веху, исторический этап: лица с портретов оживают, и по мостовым старинной Казани уже бегут экипажи. Рассказывать об этом можно долго, но лучше увидеть воочию. Выставка будет работать до 14 октября.
«АиФ-Казань» выражает признательность директору казанского музея Е.А. Боратынского Ирине Завьяловой за помощь в подготовке материала.