В Казани презентовали уникальное издание «Русские крестьяне. Жизнь. Быт. Нравы». Эти материалы подготовило «Этнографическое бюро князя Тенишева».
Вячеслав Тенишев изучал нравы и быт русских крестьян из чисто прагматических соображений. Князь известен как основатель российского автомобилестроения, владелец нескольких заводов, куратор Русской экспозиции на Всемирной выставке в Париже 1900 года. Он был уверен, что сохранить стабильность общества можно, только научившись хорошо управлять людьми. А для этого нужно знать мировоззрение «управляемых», их поведение, вкусы, привычки, потребности.
Выяснить всё это Тенишев решил с помощью массового опроса русского населения страны, особенно её центральных районов, где находились основные промышленные предприятия и где крестьянство пополняло ряды рабочих. В 1897 году он создал Этнографическое бюро, составил знаменитую программу из 500 вопросов. Его корреспондентами, высылавшими заметки из 24 губерний, были люди из народа: представители сельской, волостной власти, земские чиновники и небольшое число образованных крестьян. В Казанской губернии для изучения русского крестьянства взяли Спасский и Лаишевский уезды, потому что в них преобладало русское население (почти 60%).
Корреспондентом, который собирал материалы в Спасском уезде, был учитель местной земской школы села Три Озера, выпускник Казанской учительской семинарии Тихон Феопемптович Иванов. Кто был корреспондентом из Лаишевского уезда, ученым выяснить не удалось.
Бюро Тенишева собирало информацию три года. Но поставленная князем цель – издание труда под названием «Быт великорусских крестьян-землепашцев» - выполнена не была. В 1903 году он внезапно умер и не успел завершить своё грандиозное этнографическое предприятие. Материалы издаются в наши дни. «Более того, без использования материалов бюро Тенишева не выходит сегодня ни один труд о быте и нравах русского крестьянства», - отмечает генеральный директор Нацмузея РТ Гульчачак Назипова.
«АиФ-Казань» изучил фолиант объемом 430 страниц и выбрал наиболее интересные наблюдения о жизни русских крестьян столетней давности.
Не боятся ни жары, ни холода
«Зрение у всех крестьян весьма хорошее. Очками вовсе никто не пользуется, кроме ремесленников. Пожилые в 60 и 70, нередко и в 80 и 90 лет хорошо видят и могут работать.
Холод, жару выносят на удивление. Зимой, когда бывают холода до 37 и 38 градусов, они в старых и худых кафтанах молотят хлеб, дрова рубят. Летом, в июле, когда жара достигает тоже 37 и 40 градусов, жнут рожь, не имея на голове ничего, и работают ежедневно по 14-15 часов в день».
Белятся и румянятся
«Мужчины волосы стригут в кружало (кругом ровно), делают многие с вершинки до лба ряд гребнём или расчёской; волосы мажут маслом коровьим, деревянным, постным. Старики носят длинные волосы, почти до плеч и редко чешут их.
У женщин замужних плетутся две косы, на концах связываются косоплётками (тесёмки). Косы складывают вокруг головы, выше висков и ушей, а посредине головы – ряд. У девушек одна коса, её носят, спуская по спине и ряд на голове.
Любимые цвета одежды – красный (самый любимый и общеупотребительный), белый, розовый, голубой, синий, бордо, чёрный, лиловый, жёлтый, малиновый. Украшения – гарус чёрный (на шубах, фартуках, сарафанах), белый гарус, кружева, ленты, шёлковые шнуры, позументы, бахрома… Девушки окрашивают брови и волосы (парни – усы), белятся и часто румянятся».
Считают, читают, играют и поют
«Крестьяне считают на счётах, имеют понятие о квадрате и кубической мере. По зимам и вёснам были устраиваемы публичные и народные чтения. Они велись местным священником и учителем сельской народной школы, читали и студенты, дети местной помещицы, и посторонние личности. Чтения содержатся на средства местного общества трезвости, открывшемся в нынешнем году, которое есть отделение Казанского общества трезвости. Слушатели допускались бесплатно.
Крестьяне играют на гармониках, на скрипках, балалайках, на дудках, на гуслях. Есть специалисты, которые приглашаются преимущественно на праздненства. Иногда вместе собираются и поют в четыре голоса песни, романсы, поют в унисон. В подобных хорах есть непременно солисты – хорошие. Чистые тенора или дискант, баритон».
Опасаются, ужасаются, удивляются
«Вести и слухи проникают в деревню посредством женщин, которые этим больше занимаются и интересуются. Пришедши домой, в свою деревню, женщины сначала рассказывают в семье, что слышали, а потом знакомым своим, соседям, подругам, конечно, с преувеличением. Которые слышат от неё, ещё больше распространят, разукрасят, преувеличат, налгут. Вести и слухи отражаются на поведении крестьян тревожным образом, они беспокоятся. Всякому слуху, вести придают большое значение, верят этому, сравнивают, рисуют согласно слышанного своё будущее или настоящее положение, опасаются, ужасаются, удивляются».
Поросёнок, цикорий и мука из желудей
«Ежедневная пища крестьян состоит из хлеба и кирпичного чая и цикория и молока, у кого оно есть. Говядина бывает у них на столе только 2 раза в год: в Пасху и Рождество, а у зажиточных и по воскресеньям. Во время голода примешивают лебеду, а больше всего желудковую муку.
Скудной пищей считается хлеб да вода; изобильной, лакомой – лапша, поросёнок жареный, яичница. Самым почётным угощением считается сладкий или мясной пирог, поросёнок.
Садятся за стол все вместе. Остерегаются есть чужой ложкой, говоря: «Я без своей ложки не наемся!» Глава семьи имеет преимущество: говядина из щей никем вперёд не берётся, когда он начнёт, потом – и все остальные. Он не получает избранных кусков».
Богатые, бедные и нищие
«Зажиточный пользуется большим уважением со стороны односельчан. Несмотря на это, крестьяне считают богатого мошенником, вором, и уверены вполне, что богатство им нажито нечестным путём, безжалостными кулаками или мироедами… Между крестьянами есть много личностей, выдающихся благотворительностью. Жертвуют бедным, сиротам, вдовам, больным - преимущественно на покупку скота, орудий земледельческих, на постройку дома, или даже на пищу, лекарство. Жертвуют и на украшение храма. По случаю неудовлетворительного урожая хлебов многие жертвовали народу голодающему хлеба на каждого едока в семье по полпуду, жертвовали даже лошадей и коров.
К нищенству относятся различно. Считают предосудительным, если нищий не имеет большой нужды. Даже у кого есть деньги в банке, сбор делают, чтобы послаще поесть, попить и выпить водки. Ходит нищий, дабы поправить своё или сына, зятя расстроившееся хозяйство, трудами же своих рук не хотят это сделать. К действительному же нищенству относятся снисходительно: сирот, калек, вдов жалеют. По обычаю нищенство не запрещается. Наоборот, нищий считается божьим гостем, которого грешно не накормить, не подать ему. Особые побуждения при подаче милостыни втайне. Такая милостыня скорее дойдёт до бога, особенно при разных болезнях и несчастиях».
Редко ходят в церковь
«Большинство крестьян редко ходят в церковь, ссылаясь на то, что у них нет приличной одежды, на недостаток времени или просто на лень. Ходят же чаще преимущественно в большие праздники – в Пасху, Рождество… Православные хуже стали, чем татары или другие иноверцы, которые крепко держатся своей веры, не нарушая ничего из правил своей веры. А православные обленились, не хотят сами ходить в церковь учиться и детей своих не учат, как того требуют правила церковные и обряды.
Из святых в данной местности больше почитают святого мученика Авраама Болгарского, в честь которого сделали сбор по селу и купили на общие пожертвованные деньги икону с изображением его, святителя и угодника Николая Чудотворца. Место богомолья в данной местности – село Каюки Казанского уезда, где служит предметом поклонения явленная небольшая медная икона святителя Николая Чудотворца с изображением креста на обратной стороне её. Предания в народе такие, соединяемые с ней: во время половодья отмыла вода один крутой берег оврага, находящегося возле села, и икона явилась по стечении воды на большом камне, плавая поверх воды, хотя и медная».
Стали меньше пить
«Мужское население отнеслось с большим интересом и сочувствием к введению винной монополии*, тем более узнавши, что водка будет в мелкой посуде продаваться много дешевле, чем в прежних кабаках и трактирах. Женское население ждало эту меру с ещё более живым интересом, как ведущую к обузданию пьянства мужей, сыновей.
Прежде деревенец отдыхал от дневных трудов в кабаке. Теперь же он дома в своей семье охотно слушает, что читает его сын или дочь, сам покупает книжки, карандаши детям на деньги, которые прежде были пропиты в кабаке. Образумились деревенцы! Нет больше в деревне убийств, происходивших в пьяном виде, нет опившихся, а следовательно, нет несчастных семейств.
Весьма сочувственно отнеслось население ещё к тому, что с введением винной монополии уничтожится то зло, которое существовало в прежних кабаках и трактирах: не будет фальсификации в водке. Тогда как прежде сидельцы питейных заведений с ведома своего хозяина или тайно от него разбавляли вино водой».
От посиделок до свадьбы
«Парень хранит целомудрие недолго – обыкновенно до 15 лет. Бывают случаи, что остаётся целомудрен и до самого брака – до 18 и 19 лет – хотя очень редко. Соседи на потерявших целомудрие смотрят с некоторым презрением; говорят, что такой молокосос, а сделался распутником – «непутёвым человеком».
Бывают специальные собрания молодёжи: зимой посиделки, летом беседы. Беседы – летом и весной на улице, возле известных домов, заборов, огородов, бань, в саду. Посиделки же бывают с осени до весны, всю зиму в известных избах, где было бы небольшое семейство, нестрогие хозяин и хозяйка. Плата за квартиру – освещение этого дома всю зиму и половина отопления.
Перед браком заключаются условия: в момент окончательного решения после сватания невеста должна дать сватам жениха в заклад головной платок свой, самый лучший, какой у неё имеется. Во время девишника невеста должна подарить жениху новый вышитый платок носовой, а жених за это дарит её куском духового мыла (душистого - ред.) или простого.
После того, как все усядутся угощаться во время брачного пира, немного погодя, новобрачный отправляется с несколькими ближайшими родственниками к тёще на блинки. Она мажет ему маслом голову, угощает блинами, потом он возвращается с роднёй домой, и его прячут во дворе в соломе. Дружка, заметив, что новобрачного нет с гостями, объявляет об этом новобрачной, даёт ей плётку и велит искать его во дворе. На дворе она бьёт каждого пришедшего гостя плёткой, требуя новобрачного. Находит его в соломе – её спрашивают, кто это. Она должна назвать его по имени и отчеству – тут они целуются и возвращаются в избу.
В избе их сажают в чулане за стол, отдельно от гостей, чтобы молодая не стеснялась, а ела всё как следует. После этого молодых отводят в комору. Через несколько времени дружка спрашивает у двери, можно ли поднимать молодых. Если получает ответ, что можно, то ведёт молодых в избу, несёт рубашку новобрачной. Если рубашка свидетельствует о сохранении девственности новобрачной, то свадебный пир начинает быть ещё веселее и шумнее. Если же новобрачная потеряла девственность ранее брака – пир принимает невесёлый характер: родственникам новобрачной начинают подавать пиво худыми кружками или худым решетом, водку – худыми рюмками.
По воззрениям народным, можно вступать в брак три раза. Ко второму браку относятся сочувственно, а к третьему – предосудительно.
Муж вправе собственной властью удалить жену из своего дома, не делая это с разрешения суда, общины, стариков, так как в чужом доме никто не властен разбирать дрязги мужа с женой, кроме одного мужа. Нынче здесь много таких случаев. Жена вправе требовать, чтобы муж не уклонялся от совместного сожительства, но редко требуют».
«Лечить людей – не бабье дело!»
«Крестьяне лечатся более у знахарей, но иногда, если больной чувствует, что близка смерть, обращается к врачу. К лечению вспрыскиванием сыворотки дифтерита относятся как к умнейшей выдумке докторов. Убедились на опыте: это средство очень скоро помогает и спасает почти всегда от верной смерти.
В холерное время в каждом селе были поставлены карантины, т. е. два человека караулили в проездных полевых воротах и не пропускали народ в них не пешком, ни на лошадях через село. Ежедневно целые обозы с умершими, гробы возили на поля, отводя для них особые кладбища, огороженные кругом. Ставили несколько гробов в одну могилу, заливали известью, и после этого уже отпевались.
Крестьяне убеждены, что холеру распространяли попы, господа и доктора. Будто бы поздно вечером или рано утром поп и барин оба во всём белом были на реке и что-то сыпали в воду из порошка, и это не что иное, как холера. Холеру же им присылали в порошках из туретчины (из Азии), из тёплых стран, где она никогда не переводится. Чтобы они её пускали, их подкупали, чтобы меньше народу осталось, т. к. народ увеличился до того много, что и негде жить стало ему. К этой беде хоть и относились тревожным образом, боясь заразиться, но не исполняли никакие санитарные меры, советы медицины, потому что не верили ни во что, подозревали всех. Вместе жили, ели, пили с холерными больными, целовали умерших. В народе есть убеждение, что повальная болезнь непременно прекращается, если зарыть живого человека в могилу. И есть предания, что в старину так и делали, и болезнь прекращалась немедленно…
К операциям народ относится с большим страхом. По их мнению, врачи любят резать людей. Хотя женщин-врачей нет в данной местности, но крестьяне слышали, что в России есть они. По их мнению, лечить людей – не бабье дело.
До родов беременная перестаёт работать за час. После родов встаёт на другой день, иногда – в этот же. Считается, что беременная с акушеркой, которая требует «всё чисто и ругается, что всё грязно и бельё на роженице, и постель», родит тяжелее, чем с простой бабой-повитухой, которая требует только «винца», которого даст роженице для силы и пьёт сама, чтобы получше помочь родить роженице».
* Cуть винной монополии в том, что весь производимый спирт покупался казной, проходил очистку на госскладах и продавался в государственных винных лавках (Прим. ред).
Комментарий специалиста
Заместитель генерального директора по научно-исследовательской деятельности Нацмузея РТ Светлана Измайлова:
«Большая часть татарского населения проживала в Заказанье (современном Арском районе). Территория Спасского уезда был одним из татарских центров в период средневековья. Позже в Спасском и Лаишевском уездах преобладало русскоязычное население, потому, что после взятия Казани Иваном Грозным, в XVI-XVII веках сюда переселяли, направляли воевод, стольников из других регионов Российского государства. Там были удобные для земледелия земли, которые передавались во владение. На них были выстроены большие дворянские усадьбы. Например, на территории Спасского уезда такие наследные вотчины были переданы дворянам Змеевым, Молоствовым, Лихачёвым».