Струны из бараньих жил
В этом году Республиканский центр развития традиционной культуры выпустит уже третий диск с аудио- и видеозаписями, который станет пособием для начинающих гусляров.
Обычно гусли ассоциируются с чем-то исконно русским. Но, оказывается, на гуслях играли многие народы Поволжья. Этим инструментом и сегодня владеют марийцы и удмурты, но только в кряшенских деревнях (кряшены - крещёные татары. - Прим. ред.) остались живые носительницы традиций, игра которых никого не оставляет равнодушным.
«Пожилые женщины, которые играют на гуслях старинные напевы, живут к северу от Казани, - рассказывает ведущий научный сотрудник Республиканского центра развития традиционной культуры Эльмира Каюмова. - Во время научных экспедиций я познакомилась с 11 гусляршами из Арского района, чуть меньше исполнительниц нашла в Балтасинском. Традиция распространена и в ближайших деревнях Кировской области и Марий Эл».
Старожилы помнят, что в середине XX века в селе Сердебаш Арского района был ансамбль из 40 (!) гуслярш. Они готовились выступать на декаде татарского искусства в Москве. Им заказали из Ленинграда фабричные гусли. Эти блестящие инструменты до сих пор хранят в некоторых домах, но опытные гуслярши не любят играть на них.
«Пожилые кряшенки играют на 12-струнных гуслях, по форме близких к трапеции , - продолжает Эльмира Каюмова. - В отличие от русских, они играют на гуслях не как на балалайке, а как на гармони - левая рука перебирает басы, а правая исполняет мелодию. Сельчанки предпочитают самодельные инструменты. Струны у них из проволоки от пчеловодческих рам или размотанного на тонкие стальные нити тракторного троса. Кстати, в XIX веке струны для кряшенских гуслей делали из бараньих кишечных жил. Они звучали немного тише. В XX веке перешли на металлические струны. Уникальные инструменты мы обнаружили у кряшен в Марий Эл – двойные гусли для игры в четыре руки и гусли-стол на ножках и с крышкой».
Для кряшенских девушек прошлого столетия гусли были лучшим другом. Их на вечёрки, молодые доярки носили их с собой на дальние фермы, чтобы скрасить передышку между тяжёлой работой. Говорят, когда девочка рождалась, ей дарили гусли, ведь хорошая невеста должна была уметь играть. Первым делом девушки разучивали деревенский напев – в каждом селе он назывался по-разному. Эти мелодии бабушки и сейчас играют на праздниках улицы, встречают ими родных на Троицу.
«Но традиция угасает, - сетует Эльмира Каюмова. – Поэтому мы решили зафиксировать её, чтобы не потерять, как это произошло с традицией игры на народной скрипке - кыл-кубызе. Сделали аудио- и видеозаписи выступлений кряшенских гуслярш, попросили их показать, как правильно настраивать инструмент. Выпустили уже два диска, готовим третий. Эти методические пособия мы даём желающим научиться, исполнителям и преподавателям.
Одним пальцем
Энтузиасты, готовые обучать гусляров, есть. Например, Альберт Гайнутдинов хочет ввести такой предмет в школе искусств Арского района. Свой ансамбль, предварительно обучив музыкантов, создала молодая гуслярша из Балтасинского района Айсылу Асадуллина.
«Я была баянисткой, но по совету преподавателя казанской консерватории переключилась на гусли, - рассказывает она. – Познакомилась с Елизаветой Ивановой из деревни Верхний Субаш, Зоей Алексеевой из деревни Биктяшево и Таисией Ефимовой из Сердебаша. Они-то и стали моими учительницами. Я записала их игру на гуслях на видео и постепенно скопировала манеру».
Бабушка Елизавета рассказала Айсылу, что она не знала нотной грамоты, а играть научилась от соседки. Женщина брала маленькую Лизу за палец, водила им по струнам и твердила: «Пой про себя, запоминай напев, чтобы он всегда был в голове». Этим способом Айсылу Асадуллина уже научила игре на гуслях своего сына, теперь учит дочь.
В 2013 году она выиграла грант, на который пошила костюмы, приобрела инструменты и создала ансамбль гусляров «Орчык» («Веретено»). Сейчас в нём пять взрослых гусляров - двое мужчин и три женщины, но вскоре к ним присоединятся и юные исполнители.
«Я надеюсь, что за год успею разработать программу обучения, чтобы дети могли изучать гусли в музыкальной школе как второй инструмент, - говорит Айсылу Асадуллина. - У меня уже есть сборник кряшенских напевов. Хочу включить в него татарские народные песни, чтобы детям-татарам было легче полюбить звучание гуслей, но при этом сохранились фольклорные корни инструмента. Моим детям очень нравится перебирать струны на гуслях, ведь эти звуки успокаивают и завораживают!»