О кубанских, донских и уральских казаках в деталях или в общих чертах знают все. Но Российскую империю в XVIII и начале XX века защищали еще и татары-казаки. Только крещеных татар-казаков (нагайбаков) в 1902 году, причисленных к Оренбургскому казачьему войску, насчитывалось почти 12 тысяч человек. О традициях татар-казаков рассказывает этнограф, кандидат исторических наук Рустем Аминов.
На земле оставались женщины
Если кубанские и донские казаки - группы, сформировавшиеся естественным образом, то группа татар-казаков была создана в 1748 году по «государеву повеленью». Дикие степи Оренбуржья нужно было осваивать, а также охранять от набегов казахов.
К моменту создания Оренбургского казачьего войска на этих землях уже проживали нагайбаки – крещеные татары. Они переселились сюда предположительно в середине XVII века. Что же касается переселенцев из мусульман, значительную часть их составили выходцы с территорий нынешнего Татарстана и Башкортостана. Их привлекли значительными наделами земли: государство предоставляло до 30 десятин земли на каждую «душу мужского пола» 18 лет. Желающих войти в состав Оренбургского казачьего войска было много. В 1914 году насчитывалось 68 поселков татар-казаков в Оренбуржье.
Однако переселили людей в Оренбуржье не для землепашества. Казаки представляли собой войско, которое государство в любой момент могло привлечь к военным действиям. Но и в мирное время каждый год с 16 мая по 16 ноября все мужчины, за исключением увечных и стариков, уходили на пограничную службу. Казаки также работали полицейскими, следили за порядком на ярмарках, охраняли арестантов и сопровождали их в Сибирь. На татар-казаков возлагали и различные общегубернские повинности. На земле же оставались их жены и сыновья-подростки.
В первом отделе Оренбургского казачьего войска служили в основном мусульмане, во втором преимущественно нагайбаки, в третьем соотношение было практически равным. Войсковые единицы формировали по поселениям, то есть казак нес службу обычно бок о бок с односельчанами.
Праздники татар-казаков
Войсковой праздник, проводящийся в 23 апреля, являлся главным для казаков независимо от вероисповедания. Юноши и мужчины соревновались в джигитовке - акробатике на конях. Проводились скачки на 20 – 30 километров или соревнования в беге. Пелись песни, исполнялись танцы, топилась баня.
А вот традиционный Сабантуй (праздник окончания сева) у татар-казаков распространения не получил. Судя по всему, в поселениях татар-мусульман, где они составляли меньшинство в сравнении с русскими жителями, он и вовсе не проводился. У крещеных татар-казаков (нагайбаков) Сабантуй из-за влияния православной культуры также не праздновался. Но некоторые традиционные элементы сабантуя отмечались в Вербное воскресенье, Пасху (или Олы көн – Великий день) и Троицу (Тройсын).
На Сабантуе гуляли в Пречистенской, Воздвиженской, Гирьяльской станицах, а также пос. Никитинском - в них татары-мусульмане составляли этноноконфессиональное большинство. В основном участвовали в нем подростки 16–18 лет, которые собирали подарки односельчан и сдавали их в общий котел для награждения победителей, а затем соревновались в скачках и борьбе курэш. Праздник длился три дня, в состязаниях участвовали и русские казаки, башкиры.
У татар-казаков Гирьяльской станицы скачки проводились и при рождении ребенка.
Объединяло татар -казаков широкое празднование проводов зимы вне зависимости от национальности. Одетые по форме казаки с женами и детьми собирались на поселковую площадь. Все начиналось со скачек, в них участвовали все желающие. Победителю дарили комплект конского снаряжения, так что борьба разгоралась не на шутку. Затем «батыры» демонстрировали навыки владения холодным и огнестрельным оружием.
Дети любили брать снежный городок. К примеру, в поселке Варненский для нападения на «крепость» формировались 2-3 отряда. Задача отряда была попасть в крепость и захватить флаг.
Главным религиозным праздником казаков-мусульман был Рамазан, отмечавшийся три дня после окончания поста - казаки ходили в гости, пили кумыс, медовые напитки. Второй важный праздник -Курбан-байрам. Баран приносился в жертву только от одного человека, а корову могли принести от всего семейства.
Дождевая каша – в засуху
Цикл обрядов крещеных татар-казаков открывал праздник под названием Нардуган, проводимый в начале года. Он сопровождался ежедневными молодежными игрищами в течение двух недель. Ключевыми персонажами были Дед и Бабка Нардугана, которые в сопровождении ряженых ходили по домам. Нардуган бабасы и Нардуган әбисе интересовались делами домочадцев, разыгрывали бытовые сценки, бранили, а потом хвалили хозяев.
С началом сева в центре деревни на лугу, у часовни после обряда сөрән (сбора куриных яиц юношами) взрослые члены семьи молились о хорошем урожае, освящали семена и совершали обрядовую запашку. После этого устраивалось коллективное угощение.
А завершение сева нагайбаки отмечали так: мужчин, возвращавшихся с поля, встречали полными ведрами воды. Сеятели везли с собой бочонок воды и отвечали встречающим тем же – обливанием. Все это делалось с пожеланием дождя. В период засухи для вызывания дождя проводили общие моления, после них готовили жертвенное животное (курицу) и так называемую дождевую кашу (җангыр боткасы).
После окончания весенних полевых работ и до сенокоса отмечался Җыен. Жители соседних поселений заезжали друг к другу в гости с песнями под гармошку, на украшенных подводах, везли гостинцы. На Троицу (Тройсын) молодые казаки приносили из леса березовые венки, девушки бросали их в воду, загадывали желания, вечером устраивали пляски и игры.
После Петрова дня совершался обряд жертвоприношения: из овец каждый год, а из коров через два-три. Царила праздничная суматоха, все наряжались в самые лучшие одежды, чтобы сесть с односельчанами за общий стол и помолиться.
Среди нагайбаков бытовал и праздник гонения заморозков: зажигали метлу из полыни, прикрепленную к шесту, и под песни «гнали заморозки», подняв метлу вверх.
Мусульманину жену подбирала родня
У татар-казаков с 16 мая по 16 ноября вся тяжесть полевых работ и поддержания хозяйства ложилась на женщин. Им приходилось много работать физически. Поэтому вопрос выбора жены был непраздным. У мусульман жену выбирали в основном родители, у крещеных же татар мнение юноши учитывалось.
У мусульман одной женой дело могло не ограничиться. Смертность среди мужчин была высокой, и демографический вопрос в нескольких селеньях решали с помощью многоженства. Такая практика зафиксирована, к примеру, в станицах Чесноковская и Воздвиженская.
Поскольку землепашцев не хватало, земельные наделы засеивались лишь на прокорм, а не на продажу. Была популярна сдача земель в аренду, а зарабатывали женщины вязанием шалей – ремеслом, которое они, вероятно, переняли у казахов.
Мусульманская свадьба
Татарин совещался со своими близкими о том, с кем породниться его сыну. Яучи (сваха), приходя в дом родителей невесты, перечисляла хорошие качества жениха и членов его семьи. Получив одобрение, сваха обговаривала размер калыма. Кстати, считалось неприличным дать согласие на брак в первый приход яучи.
Самым почетным блюдом на праздничном столе считался чак-чак, гости, приглашенные со стороны невесты, приносили блюдо из лепешки и гуся. А ногайцы пекли специальный свадебный хлеб, замешанный на молоке с медом и кишмишом. После никаха (бракосочетания) женщины и мужчины праздновали событие раздельно.
Нагайбакская свадьба
У нагайбаков (крещеных татар-казаков) к середине XIX в. существовало три формы организации бракосочетания: сватовство, похищение девушки и добровольный уход девушки из родительского дома. Похищение невест во второй половине XIX в. перестало практиковаться. Добровольный уход невесты к парню происходил обычно из-за недостатка средств на свадьбу. Популярнее же всего на рубеже XIX-XX вв. было сватовство.
В день сговора родственники с обеих сторон и сваха договаривались о размере калыма и стоимости расходов на венчание и торжество. Обсуждались и деньги для покупки подарков юноше. В начале XX века выделяемая на них сумма составяла 50-60 рублей при том, что лошадь стоила от 8 до 40 руб. Отец невесты определял день помолвки и приглашал близких родственников. Мать девушки передавала стороне жениха брачный залог (тканое полотенце, белая скатерть, мешочек с орехами). Через неделю устраивали помолвку, на которой определяли день свадьбы. Во время девичника для подруг и близких родственниц устраивали обрядовую баню, аналогично - на мальчишнике. В день венчания жених приезжал домой к невесте, привозя с собой гостинцы. Молодых усаживали в сани. Объехав вокруг деревни, жених и невеста отправлялись в церковь. Свадьба проходила в доме жениха. Родственники со стороны мужа, приглашая позже к себе молодых, дарили им домашних животных.
В основном казаки женились на представительницах своей веры. Но случались и скандалы. Записан такой случай: православная казачка Арапова бежала с мусульманином в другой поселок, потому что его не приняли бы в поселке христиан. Потом она разделила вероисповедание мужа.