Татары-казаки для непосвященного - оксюморон. Тем не менее, они реально существовали, и эта группа была достаточно многочисленной. К 1914 году в Оренбургском казачьем войске насчитывалось 68 поселений мусульман и крещеных татар-казаков (нагайбаков).
В истории татар до сих пор малоизученной является история татар-казаков Оренбургского казачьего войска. Пробелы заполняет научный сотрудник Центра изучения истории и культуры татар-кряшен и нагайбаков Института истории Академии наук Татарстана Рустем Аминов.
В отличие от Кубанского, Донского и Уральского казачьих войск, которые создавались по воле самих людей, Оренбургское образовали в 1734 году приказом сверху - власти были заинтересованы в освоении степей для продвижения в Азию. Плацдармом для этой цели послужило создание специальной Оренбургской экспедиции и крепостей с военизированным населением. Значительную долю в этом казачьем войске составляли татары и переселенцы с территорий нынешнего Татарстана и Башкортостана.
На службе Отечеству
К моменту образования Оренбургского казачьего войска была сформирована также особая группа крещеных татар – нагайбаков, - основу которой составили ногайцы (по второй версии - потомки арских татар), появившиеся на территории Оренбуржья предположительно во второй половине XVII века. За неучастие в башкирском восстании 1734 – 1736 годах с нагайбаков был снят ясак (натуральная подать), и они вошли в состав казачьего войска. В нем служили также русские, немцы, поляки, калмыки, а также каргалинские татары.
У татар-казаков вся жизнь была связана с военной службой. Фактически это было регулярное войско, которое проживало на определенной территории. В любой момент царь мог отправить мужчин служить. Они выполняли полицейские функции, например, следили за соблюдением порядка на знаменитой Макарьевской ярмарке в Нижнем Новгороде и на Бугульминской. Казаки охраняли колодников (арестантов) в Казанской и Вятской губерниях, сопровождали каторжников, которых гнали по Сибирскому тракту. Часто татар брали толмачами (переводчиками) с казахского на русский в Оренбургскую пограничную комиссию.
О татарских казачках
Ежегодно с 16 мая по 16 ноября мужчины начиная с 18-летнего возраста уходили служить на пограничную линию. Их задачей было противостоять набегам казахов. Поэтому земледелием занимались женщины и подростки. Казачки выращивали пшеницу, рожь, ячмень и другие культуры, а также держали домашний скот, торговали различной сельскохозяйственной продукцией, занимались пуховым и другими промыслами. Поскольку ощущалась нехватка рабочей силы, земля часто сдавалась в аренду.
Из-за высокой смертности мужчин в нескольких селеньях казаков-мусульман, к примеру, станицах Чесноковской, Воздвиженской, практиковалось многоженство. Старшая жена обычно была ровесницей мужа, вторая, приходившая в семью позже, была на несколько лет моложе. А третья часто оказывалась ровесницей дочерям. Как показала VII ревизия (перепись) 1816 года, в полигамных семьях насчитывалось до 10 человек.
Войсковой праздник, проводимый каждый год 23 апреля, был главным для казаков. Его центральным элементом была джигитовка – акробатические трюки на лошадях. Казаки-мусульмане, в отличие от крещеных татар (нагайбаков), иногда отмечали еще и Сабантуй. Гордостью казака был здоровый, красивый конь. Иногда их держали по несколько: один был строевой, а другие использовались на сельхозработах.
Военная форма оренбуржцев была похожа на форму донских и кубанских казаков: темно-синие брюки с широкими лампасами, кафтан и полукафтан, малиновый воротник, белый кушак. Эту форму официально ввели в 1803 году. Повседневная же одежда крещеных казаков напоминала одежду русских крестьян или мещан и купцов, а одежда мусульманских казаков – одеяние татар-мусульман.
Что ели казаки
Кухня казаков-мусульман очень напоминала нынешнюю татарскую, а у нагайбаков она дополнялась русскими блюдами. В меню были перемячи, кыстыбый, баурсак (хворост), катык. «Любимое блюдо нагайбака – каймак (сметана). Без него и обед не обед. Каймак присутствовал на столах нагайбаков как в праздничные, так и будничные дни, на поле и дома. Постов же они не соблюдали», – писал Стариков. До начала XX века нагайбаки не ели свинины.
У зажиточного татарина-казака дом разделялся на 2, 3 или 4 части. Для каждого женатого сына предназначалась особая комната. В каждой из комнат у передней стены устраивались нары, которые заменяли казакам мебель; они устилались кошмами (войлоком) и бухарскими коврами, бывшими в моде в то время. Днем все женщины, за исключением старух, находились в особой комнате, куда посторонним вход был воспрещен. «Печи каждую неделю белились, полы, потолки и стены скоблялись», - отмечал Стариков.
Иногда за татар-казаков ошибочно принимают часть татарского населения современного Татарстана, которые находились на госслужбе. В Тюлячинском районе есть даже село Казаклар (в переводе с татарского «казаки»). Деревни с аналогичным названием находятся в Арском, Высокогорском, Тукаевском районах республики.