Русский Роден и бог живописи. Эрьзя и Фешин впервые встретились в Казани
Выставка «Встреча» (12+) двух художников с мировым именем - Степана Эрьзи (Нефёдова) и Николая Фешина - впервые открылась в Казани.
Степана Эрьзю называют русским Роденом, Фешина - богом живописи. По словам экспертов, художник обладал уникальной техникой рисунка и живописи, в которой парадоксально сочетались точность построений с эмоциональной спонтанностью живописного письма.Оба мастера принадлежат к одной эпохе - жили и творили в конце XIX – начале XX века. Их судьбы тесно связаны с Казанью. Фешин родился и вырос в Казани. Эрьзя (псевдонимом Степана Нефёдова стало название одной из групп мордовского народа - эрзи) приехал в Казань в 1892 году и работал до 1898 года. За это время расписал 18 храмов, в том числе соборы в Арске, Лаишеве.
При жизни художники знакомы не были. На выставке диалог двух авторов выстроен на основе работ и документов из собраний Музея изобразительных искусств РТ и Мордовского республиканского музея изобразительных искусств им. С. Д. Эрьзи.
На выставке в галерее Хазинэ представлены 15 работ Фешина и 15 работ Эрьзи. Причём произведения Эрьзи в Казани демонстрируются впервые. Это скульптуры, выполненные из дерева кебрачо и других пород тропических деревьев - очень твёрдых, как бетон. В Аргентине, где жил Эрьзя, их использовали для выпиливания шпал. Эрьзя доказал, что это скульптурный материал.
«Фешин и Эрьзя - разные личности, разные характеры, они родились, учились, стали художниками в России, но волею судеб оказались далеко от родины, - отмечает заведующий научно-исследовательским отделом Мордовского музея изобразительных искусств им. Степана Эрьзи, кандидат искусствоведения Виктор Махаев. - Эрьзя 24 года прожил в Аргентине - с 1926-го по 1950-й год, мечтал вернуться на родину, причём не с пустыми руками - привёз в Россию 250 своих произведений и подарил людям».
«Органическая скульптура, - так описывает стиль Эрьзи Виктор Махаев. - Какие-то части формы остаются природными, он добавляет к ним детали, шлифует - получается симбиоз деятельности художника и природы.
Созданные скульптором образы красоты не привязаны ни к профессии, ни к социальному статусу, ни к возрасту. Это формы красоты разных народов мира. В этом их прелесть, притягательность».
Николай Фешин считается самым «дорогим» художником русского модерна. Его работа «Маленький ковбой» была продана на аукционе Christie's в Лондоне в 2010 году за 11,2 млн долларов. Самое большое в России собрание Николая Фешина - 189 работ - находится в Казани, в Госмузее изобразительных искусств РТ. Уехавший из России в 1923 году художник долгие годы прожил в США и завещал похоронить себя на родине. Дочь Ия в 1976 году захоронила прах отца на Арском кладбище Казани.
Фешин считал, что его лучшие творческие годы были связаны с Казанью. Он писал, что люди не должны покидать своей страны: «Весь духовный фундамент человека закладывается с самого детства и растёт вместе с окружающим до самого конца. В чужой стране он существует только физически, находясь в постоянном одиночестве».
«Хочется надеяться, что мы доживём до того момента, когда в Казани будет открыт музей Фешина, который объединит все грани его творческого наследия - и живопись, и графику, и скульптуру, и декоративно-прикладное искусство, станет центром изучения этого замечательного мастера», - сказала на открытии выставки «Встреча» замдиректора музея ИЗО РТ по научной работе, кандидат искусствоведения Екатерина Ключевская.