Примерное время чтения: 7 минут
1666

10 лет и 16 кг шерсти. Казанский художник создал гобелен в честь Фешина

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 23. АиФ-Татарстан 07/06/2017
Анатолий Егоров с гобеленом, над которым работал 10 лет.
Анатолий Егоров с гобеленом, над которым работал 10 лет. / Ольга Юхновская / АиФ

Казанский художник Анатолий Егоров создал гобелен в честь великого живописца и земляка Николая Фешина.

Творческий процесс занял ровно 10 лет – с весны 2007 по май 2017 года.  Гобелен ещё ни разу не покидал мастерской, его «премьера» состоится в конце лета.  

Скромный вклад

На полотне расположены семь фигур, чётко прочитываются реплики из самых известных картин Николая Фешина – «Портрет Вари Адоратской», «Капустница», «Обливание»… По центру у мольберта расположен сам Фешин. Этот образ Анатолий Егоров создавал по фотографии казанского периода, до отъезда гения в США в 1923 году.

Размер монументального текстиля - 8 кв.м. Фото: АиФ/ Ольга Юхновская

Что же послужило толчком к созданию гобелена? «Это чистое движение души, - говорит мастер. - Я преклоняюсь перед гением нашего земляка, его картины в музее ИЗО помню со школьных лет. Очень сожалею, что на родине нет памятника Фешину. Так что гобелен – мой скромный вклад. Пока работу видели только вы да товарищи по мастерским».

Объём полотна – 8 кв. м, на его создание мастеру понадобилось 16 килограммов чистой шерсти (в среднем 1,5 кг на кв. м). Мотки разнообразных расцветок в мастерской художника повсюду. «Не счесть, сколько ниток забраковано, на отходах можно мануфактуру открывать, - улыбается Егоров. - А вот если использовать шёлковые нити, тогда краски светились бы, блестели! Но шёлка для гобелена не достать даже в Китае, я пытался…» 

Гобелен широкая публика еще не видела. Фото: АиФ/ Ольга Юхновская

Что касается сохранности гобеленов, тут всё просто  - зимой его надо проветрить на свежем воздухе, летом - очищать от пыли, обрабатывать средством от моли. В фондах музея ИЗО, к примеру, подобные шедевры сворачивают в тубусы, прокладывая ароматическими травами – полынью, мятой, лавандой.  Любопытно, что в запасниках казанского музея уже имеются два гобелена авторства Егорова. На одном изображён остров-град Свияжск, на втором - старинный фонтан 1874 года постройки в Ленинском (бывшем Николаевском) саду. Также гобелен Егорова «Водопад» украшает Дом иностранных специалистов в Казани. 

Конечно, создание тканой картины язык не повернётся назвать простым ремеслом. Есть в этом процессе нечто сакральное, не поддающееся анатомическому разбору искусствоведов. И тут невольно вспоминаешь забытые тайны славянского родноверия: языческая богиня Земли и покровительница ткачих Макошь пряла нити человеческой судьбы. На древнерусских вышивках Макошь изображалась с протянутыми к небу руками, ведь Небо – это её супруг, бог-кузнец Сварог. В известном смысле Земля и Небо держат друг друга, сохраняя золотое равновесие – мир.

Голебен создан по мотивам наиболее известных произведений Николая Фешина. Фото: АиФ/ Ольга Юхновская

По словам Егорова, творческий процесс создания гобелена не терпит никакой суеты и внешних звуков, особенно музыки, которая очень эмоциональна и отвлекает. Во время работы он слушает аудиокниги. «О, у меня были чудесные собеседники за эти десять лет, - улыбается мастер. – Сергей Довлатов, Михаил Булгаков, многие другие. Но особенно я «подружился» с Рэем Бредбери. Прослушал все его произведения, и можно смело говорить, что гобелен в честь Фешина я создавал под «Марсианские хроники» и «Вино из одуванчиков»! 

Только на создание экскиза и масштабирования ушло полгода. Фото: АиФ/ Ольга Юхновская

Новый арт-объект

Сейчас Егоров приступил к новому проекту – гобелену «День Ильи-пророка на остров-граде Свияжск».

Полгода ушло на создание эскиза и его масштабирование. Со стороны это похоже на игру в трансформер: на плотной бумаге художник рисует контуры будущего полотна и передвигает по нему детали, которые впоследствии собирается выткать на гобелене. Подобные работы теперь редко встретишь в художественных салонах и на вернисажах.

Фото: АиФ/ Ольга Юхновская

«Мы – последние из могикан», - вздыхает Егоров. Мастеров, исповедующих данный творческий метод,  крайне мало - на пальцах одной руки едва сосчитаешь. На весь Татарстан - всего четыре специалиста в области монументального текстиля, к которым также относятся панно, занавесы, объёмно-пространственные композиции и другие арт-объекты. Анатолий Егоров, выпускник Строгановского училища, обу­чался ремеслу Дмитрия Тегина (того самого, что в 1950-м создал в соавторстве полотно Всесоюзного масштаба «Речь Ленина на III съезде комсомола») и Василий Комардёнков.  

О педагогах Егоров вспоминает с восхищением: «Нас учили не просто прекрасные художники, глыбищи! Очень яркой личностью был Василий Комардёнков, учившийся у Серова и Коровина. Рассказывал о своей дружбе с Сергеем Есениным, Владимиром Маяковским, Александром Родченко... Комардёнков с Маяковским оформлял спектакль «Мистерия-б уфф», поэт даже упоминал о нём в своих стихах».

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Загрузка...

Топ читаемых

Самое интересное в регионах