25 января в Елабуге (Татарстан), на родине пейзажиста Ивана Шишкина, масштабно отметят 185-летие со дня его рождения.
В Елабугу съедутся потомки живописца. По данным специалиста по генеалогии Шишкиных, старшего научного сотрудника музея Ивана Шишкина Надежды Курылёвой, род художника насчитывает 15 поколений (506 имён), его история длится уже 300 лет. 80 человек – наши современники. Живут они в России, США, Украине, Сербии, Германии, Франции, Чехии, Швеции.
Любопытно, что многие представители рода отмечены «творческим геном», проявили неплохие способности к науке, к рисованию. Так, праправнучка Варвара Межинская-Антич (по линии сестры художника Анны) занимается мозаичной техникой, окончив Академию художеств в Белграде. Её сестра Елена Межинская-Милованович – филолог и искусствовед, заместитель директора художественной галереи при той же Академии, издала несколько исследовательских работ о вкладе русских художников в сербское искусство. Правнучатый племянник Шишкина Виктор Репин, проживающий в Германии, - дизайнер и художник. Талантов в этом семействе достаточно.
На одной из встреч потомков побывал с сыном праправнук художника по линии дочери Лидии и её супруга Бориса Ридингера – Сергей Лебедев, доктор экономических наук, профессор Государственной морской академии Санкт-Петербурга. Он преподнёс в дар музею Шишкина копию портрета внучки художника Александры, написанный в 1918-м самим Ильёй Репиным. Автору этих строк потомок Шишкина поведал: «Единственная реликвия нашей семьи – тот самый рисунок, копию которого я привёз в Елабугу. Разумеется, в доме были подлинники Шишкина, но во время блокады Ленинграда бабушка обменяла их на продукты. А когда город освободили, то издали указ, по которому можно было вернуть вынужденно проданные ценности. Бабушка твёрдо сказала тогда: «Об этом не может быть и речи! Если бы не картины Шишкина, неизвестно, выжили бы мы. В общем, на полотна знаменитого предка члены нашей семьи, как и все, любуемся исключительно в музейных залах…»
Любопытно, что среди многочисленных потомков лишь один носит фамилию Шишкин. Это праправнук дяди художника Василия Васильевича, отставной военный Александр Васильевич из Липецка. Говорят, что он поразительно похож на Ивана Ивановича.
Русский богатырь
Шишкин был человеком богатырского сложения – высокий, стройный, с широкой бородой и буйной шевелюрой, с зорким взглядом, широкими плечами и большими ладонями, едва помещавшимися в карманах. Современники говорили о Шишкине: «Любая одежда ему тесна, дом ему тесен, и город тоже тесен. Только в лесу он свободен, там он хозяин».
Он прекрасно знал жизнь растений, удивлял своими познаниями коллег, в какой-то степени был даже ученым-ботаником. Однажды Шишкин написал в своём дневнике: «Более сорока лет пишу лес, лес… Для чего пишу? Чтобы порадовать чей-то глаз? Нет, не только для этого. Нет ничего прекраснее лесов. А лес – это жизнь. Люди должны об этом помнить». Он горячо любил русскую природу, а за границей – томился душой. Когда в 1893 году «Петербургская газета» предложила ему анкету, то на вопрос: «Каков ваш девиз?» он ответил: «Мой девиз? Быть русским. Да здравствует Россия!»
Мазилка-монах
В детстве Ваню Шишкина называли «мазилкой», он раскрашивал всё, вплоть до забора родного дома. В отличие от отца, поддержавшего стремление сына стать художником, его мать, строгая Дарья Романовна возмущалась: «Неужели мой сын станет маляром?» Незнакомым людям казалось, что он замкнут и угрюм, в училище у него было прозвище «монах». Но в близком кругу это был жизнерадостный, глубокий человек. И, говорят, с хорошим чувством юмора. Шишкин очень дорожил дружбой с Иваном Крамским. А еще он дружил с Дмитрием Менделеевым.
Трудоголик
Шишкин был трудоголиком: писал каждодневно, чётко соблюдая распорядок. Читаем в его записях: «В 10.00. делаю зарисовки на реке, в 14.00. – в поле, в 17.00 тружусь над дубом». Не могли помешать ни гроза, ни ветра, ни снегопад, ни зной. Лес, природа были его стихией, его настоящей студией. И даже когда стало сдавать здоровье, отказывали ноги, Шишкин продолжал выезжать на этюды и зимой. По воспоминаниям старожилов Елабуги, вместе с художником в лес отправлялся специальный человек: он раздувал угли и в особой грелке подставлял к ногам мастера, чтобы тот не озяб, не переохладился.
Цена таланта
К нему рано пришли успех и признание. Работы Шишкина хорошо продавались: рисунок углём средней величины стоил 500 рублей, живописная работа – полторы-две тысячи рублей. К моменту окончания Петербургской академии художеств Шишкина уже ценили и за границей. Описан случай, когда владелец лавки в Мюнхене наотрез отказался расстаться с рисунками и офортами Шишкина, не смотря ни на какие обещания огромного куша. Творчество Шишкина по-прежнему в цене. В июне 2016 года на Неделе русских торгов в Лондоне аукциона Sotheby's пейзаж Шишкина продали за 1,4 млн фунтов. Кстати, художник создал эту картину «На окраине соснового бора» по воспоминаниям от последней поездки с дочерью Лидией в родную Елабугу.
Неудачные браки
Мечта о смерти
Он мечтал умереть моментально и безболезненно. В возрасте 66 лет 20 марта 1898 года Шишкин скончался за мольбертом, он только начал картину «Лесная сказка». Критик писал: «Он упал, как могучий дуб, сражённый молнией». Художника похоронили на Смоленском православном кладбище Санкт-Петербурга, а в 1950-ом его прах перенесли на Тихвинское кладбище в Александро-Невской Лавре.
Мишки и Шишкин
Все знают картину «Утро в сосновом бору». Но не все знают, что медвежат нарисовал не Иван Шишкин, а его товарищ, художник Константин Савицкий. Последний заглянул в мастерскую, посмотрел на новую работу и сказал – «Чего-то здесь явно не хватает». Так возникла троица косолапых.
Утверждение, что Шишкину плохо удавались животные, в корне неверно. По словам представителя Государственной Третьяковской галереи Галины Чурак, был период, когда Шишкин чрезвычайно увлёкся «животной темой»: коровы и овцы буквально переходили из одной картины в другую.
Винный натюрморт
Шишкин писал большие полотна маслом, создал тысячи графических рисунков, офортов. Но кто подозревал о Шишкине-акварелисте? В фондах Русского музея хранятся альбомы замечательных шишкинских акварелей. Обычно мы говорим о Шишкине, как о непревзойдённом пейзажисте. Однако художник проявил себя и в жанре натюрморта. Обычно Шишкин использовал в композиции кухонную утварь, овощи, фрукты и …винные бутылки (к горячительным напиткам Иван Иванович одно время сильно пристрастился после смерти первой супруги).
Жатва после разрухи
В России существует не менее десятка улиц Шишкина. В Санкт-Петербурге в честь него названа художественная школа. Но только в Елабуге установлен единственный в мире памятник великому живописцу в полный рост. Бронзовый монумент стоит на набережной реки Тойма, неподалёку от мемориального дома-музей Шишкина. Здесь же хранится первая из получивших известность картин «Жатва». Иван написал её в юности, ещё до поступления в училище живописи. Долгое время картина считалась утраченной. Но 40 лет назад родовое гнездо Шишкиных начали восстанавливать (в советское время дом полностью разграбили, здесь была коммуналка) и вскрыли полы, а между перекрытиями и обнаружили свёрток. Эксперты подтвердили подлинность. И «Жатва» осталась в том доме, где и была создана.