Традиционный фестиваль колокольного звона, проходящий в поселке Алексеевское, собрал сотни гостей. Уже на подходе к Соборной площади многолюдно, там раскинулся «Город мастеров». Народные умельцы предлагают гостям изделия собственной работы: плетеные корзины, матрешки, сувениры из гипса.
Ровно в 10.00 перед Храмом Воскресения Христова началась долгожданная программа фестиваля. Концертные номера творческих коллективов чередовались с выступлениями звонарей из Казани, Москвы, Санкт-Петербурга, Ярославля, Челябинска, Самары, Ростова Великого.
Интересно, что раньше колокола выполняли не только церковные, но и сигнальные функции. Например, крестьяне могли узнать по звону о пожаре в соседней деревне, о прибытии важного гостя, либо о чьих-то похоронах. Колокола даже помогали заблудившимся в метель путникам. Сейчас в колокола звонят только при торжествах в храмах, для созыва верующих к богослужению, во время важных частей богослужения.
«Колокол нельзя назвать музыкальным инструментом, - рассказывает один из участников фестиваля. – К тому же каждый из них уникален, как и все люди. Колокол нельзя «настроить», чтобы он соответствовал какому-то звукоряду. В каждом храме должно быть три вида колоколов: большие (благовестники – прим. автора), средние (альты – прим. автора) и малые (трельные – прим. автора). Первые задают фон звона, вторые – ведут мелодию, третьи – украшают ее мелкими ритмическими фигурами. Чем больше колоколов – тем богаче звон».
37-летний москвич Виктор Котельников участвует в «Алексеевских перезвонах» в пятый раз. «Это возможность порадоваться самому и порадовать других», - говорит он. Виктор – церковный и концертный звонарь, к тому же играет на гитаре. Однако мужчина утверждает, что звонарем может быть каждый, у кого развит слух и чувство ритма. «Есть устоявшиеся ритмические рисунки, которым подражают большинство новичков, но когда звонарь осваивается, он начинает импровизировать, - объясняет он. – С одной стороны, ты можешь выразить в звоне свои эмоции, с другой стороны – этот же звон влияет на твое настроение. Колокол создает радость вокруг».
«О целительной силе колокольного звона наслышаны многие, но исследований в этой области никто не проводил», - утверждает Алексей Потапенко из города Миасс Челябинской области.
Мужчина работает врачем – ортоларингологом. «В наш приход часто приходят бабушки «полечиться»», - улыбается он.
Алексей считает, что с музыкальным образованием научиться звонарскому искусству легче, но самое главное, чтобы человек был искренне верующим. «Колокол это средство общения с богом, - говорит Алексей. – Поэтому и тянется к ним душа».
Если до революции 1917 года мастерство звонаря передавалось только от учителя к ученику при храмах, то сейчас такому искусству можно научиться в специальных школах. Илья Дроздихин из Москвы – руководитель одной из них. По образованию он экономист. «Сейчас существует нехватка кадров в этой области, - говорит он. – Если в столице и в центральной России звонарей еще достаточно, то в регионах существует острая необходимость в них». В Московскую школу звонарей, которой руководит Илья, принимают на учебу с 14 лет.
«Русский колокольный звон - это всегда импровизация, - рассказывает он, спускаясь с звонницы. - Звонарь выражает свою частичку души, отражает настроение. Например, на Пасху охота позвонить поядреннее, в будние дни звон немного грустный. Вот сегодня, я отразил свою радость от встречи с друзьями и знакомыми на этом фестивале».
«Я как всадник мира, летящий над облаками», - признается Ксения Плеханова- звонарь Храма Воскресения Христова в Алексеевском. Показывая на колокола, говорит: «Я все здешние колокола знаю очень хорошо. Особенно нравятся маленькие, издающие своеобразную радостную трель». Девушка вспоминает, что пять лет назад эти колокола вылечили ее от гриппа: после очередного занятия на звоннице болезнь будто убрало рукой.
Слушая выступление девушки, можно понять, что мужские и женские звоны отличаются. Если мужчины больше обращают внимания на ритм, то женщины «украшают» мелодию малыми колоколами, будто рисуют узор.
«Здесь я отдыхаю, а в звоне отражается вся моя душа», - улыбается Ксения. Поначалу, всем девушкам кажется, что быть звонарем физически тяжело, но потом все привыкают и приходят снова и снова.
Дмитрий Панькин стал звонарем, будучи уже одним из самых известных барабанщиков джазового ансамбля Jive и группы Jazzia. Но, полюбив музыку неба, он оставил эстрадную карьеру навсегда. Мужчина утверждает, что колокола казанских храмов узнает по голосам. На фестивале он выступил с девятилетним сыном Афанасием.
Ученик шестого класса, любитель волейбола Иван Бикеев тоже звонарь. Два раза в неделю по выходным он ходит в храм, чтобы залить всю округу колокольным звоном. Для мальчика это способ самовыражения, а звонница – место спокойствия и умиротворения. «Я здесь нашел свое счастье», - признается он.
Для справки:
Звонница Воскресенского храма включает в себя 12 колоколов, среди которых три зазвонных (трельных, от 6 до 16 кг), шесть средних (от 36 до 340 кг) и три благовестника (от 660 до 3300 кг).
Алексеевская звонница уникальна по-своему: благодаря специальным устройствам управлять всеми колоколами может один человек. Свою лепту в звучание звонницы внес ее устроитель Владимир Петровский: звонница расположена низко, поэтому колокольный звон мягко стелется по земле. Владимир Петровский ежегодно сам посещает мероприятие и радует алексеевцев мастерством звонаря и исполнителя своих песен.