Дача Абдурахмана Абсалямова – практически ровесница романа «Белые цветы». Строительством и обустройством дома на полученном писателем участке руководила его жена Магинур Измайловна, пока сам Абдурахман Сафиевич работал над своими произведениями. Он вспоминал: «Я увлёкся «Огнём неугасимым», который дорого мне достался: я попал в больницу. Чувствовал там себя вроде как в «творческой командировке»... Когда я выписывался, со мной была объёмистая тетрадь, куда было уже записано всё интересное, что мне удалось увидеть в больнице. Спустя год сердце вновь стало беспокоить, опять больничная койка, ещё одна тетрадь. Теперь уже будущие герои отчётливо предстали перед глазами. Когда ложился в больницу третий раз, «Белые цветы» уже были написаны…».
Семья Абсалямовых сохранила до наших дней дачные интерьеры тех лет: бумажные обои, побелённые с заступом на стену потолки, советские выключатели, простую мебель. В оформлении этого летнего дома не было излишеств, хотя он и считался в те годы образцово-показательным.
В дни съёмок на даче писателя временно разместилась квартира одного из героев романа, молодого врача Юматши и его жены Диляфруз, которая работала медсестрой в той же больнице.
«Декораторы придали ещё большую достоверность интерьеру дачных комнат, – уточнила Альбина Абсалямова, внучка писателя и консультант на съёмочной площадке. – Расставили по комнате предметы, характерные для 1960-х годов, например, телевизор, радиоприёмник, абажур, постелили цветные покрывала на кровати и кресла, на стол – скатерть, на пол – вытканные дорожки, повесили другие шторы».
Такое внимание деталям на съёмочной площадке уделили неслучайно. Ведь многие татарстанцы помнят первый вариант экранизации романа «Белые цветы», снятый в 1967 году, через два года после выхода книги в свет.
Это был первый татарский телесериал, который показывали в прямом эфире. Главные роли в нём сыграли звёзды татарского театра – Азгар Шакиров в роли Мансура (кстати, в новой версии он предстанет в образе профессора Тагирова), Нажиба Ихсанова в роли Гульшагиды, Дания Нуруллина, Шаукат Биктимиров и другие. Этот фильм вызвал не меньший интерес, чем сама книга. Однако вскоре запись картины пропала из архивов…
«Когда Абдурахмана Абсалямова выдвинули на Госпремию СССР, многие писатели были против этого, – рассказывает Альбина Абсалямова. – Завидовали, что его романы выходили большими тиражами. Он был очень популярным писателем не только в ТАССР. Например, на Украине его признали самым читаемым автором. Его книги перевели на 20 языков, в том числе норвежский, китайский, турецкий, болгарский. Не всем это нравилось. «Доброжелатели» направляли письма против выдвижения его на Госпремию. Он очень тяжело переживал это, перенёс инсульт, за ним ещё один. То, что запись популярного татарского сериала исчезла, тоже стало делом рук этих людей...».
Отразить советскую эпоху в характерах героев предстоит молодым актёрам. На этот раз молодого врача Мансура сыграет Динар Хуснутдинов, актёр Альметьевского драмтеатра, а его возлюбленную Гульшагиду – Резеда Саляхова, актриса Театра им. К. Тинчурина. Сейчас им по 24 года. Так же молоды и многие другие актёры на съёмочной площадке. Поэтому для работы с ними пригласили Рената Аюпова, главного режиссёра Татарского ТЮЗа.
«Здесь сами стены помогают вжиться в атмосферу 1960-х, – говорит Ренат Аюпов. – Даже манера разговора в таком документальном павильоне меняется. Сейчас мы всё делаем и говорим быстро, а в советские годы говорили взвешенно, через глаза, через сердце. Свою роль в этом сыграла система сталинских репрессий. Тогда боялись необдуманных слов, боялись новых людей, постоянной слежки, доносов. Поэтому мне приходится переучивать театральных актёров говорить на той «температуре», будто полушёпотом. Им трудно уйти от театральности и начать работать внутри кадра, говорить тет-а-тет, а не пытаться, как обычно, передать эмоции со сцены на 16-й ряд зала».
На даче у Абсалямовых Ренат Аюпов объясняет всё это Рустему Гайзуллину, актёру Театра им. К. Тинчурина, и Гульназ Галимуллиной, актрисе Татарского ТЮЗа. В фильме «Белые цветы» они играют Юматшу и Диляфруз. Одна из сцен, которые снимают на даче писателя, приход женщины, которая благодарит доктора за то, что он спас её маленького сына. Эпизодическую роль благодарной матери играет Эндже Камалиева, актриса Татарского ТЮЗа.
На роль мальчика взяли четырёхлетнего Ильдара, единственного непрофессионального артиста на съёмочной площадке. Ильдар покорил режиссёров своим обаятельным доверчивым лицом. Внешне он действительно очень похож на типичного ребёнка 1960-х. Вот только роль далась ему со слезами. Мальчик так испугался, что в нужный момент никак не мог выговорить простые слова «ладно» и «спасибо». А потом и вовсе разрыдался так, что даже настоящая мама, которая тоже присутствовала на съёмках, долго не могла его успокоить.
Вторая сцена обыгрывает деталь – письмо, адресованное Диляфруз, которое Юматша находит дома в книге. Вдруг из-за этого кусочка бумаги мирный быт семьи нарушается, в доме назревает скандал. Диляфруз думает, что муж подозревает её в измене, но оказывается, что он знает об авторе этого письма нечто большее. Так деталь приводит к домашнему расследованию.
По задумке авторов фильма, все событийные ряды романа будут проводить через главную героиню Гульшагиду. «Она идеализирует Мансура как мужчину, хотя в своё время он бросил её в самом расцвете её любви, уехал с другой женщиной на Север, – объясняет Ренат Аюпов. – Через это предательство девушка сохранила надежду, что он вернётся к ней. Он действительно возвращается, уже надломленный, и она своей любовью возвращает его к жизни и работе. Такой любви и милосердия не хватает в наше время. Несмотря на то, что в разных главах романа Гульшагида исчезает, в фильме мы с режиссёром-оператором Алмазом Нургалиевым выведем эту героиню на первый план. Она будет постоянно на виду у телезрителя».
Сам Абдурахман Абсалямов так рассказывал читателям о героях своей нашумевшей книги: «Когда я обдумывал роман «Белые цветы», я вовсе не собирался поженить Мансура и Ильмиру и не предполагал, что Мансур женится на Диляфруз, но я беспокоился, что у Диляфруз не хватит сил отвергнуть его предложение. До самого конца романа я боялся, что Гульшагида выйдет замуж за Янгуру. А некоторые читатели полагают, что писатель может поступать со своими героями как ему заблагорассудится. Увы, если не нарушать безжалостно художественную правду, писатель не может полностью распоряжаться своими героями, так как они не рабы его, они свободные, живые люди, они подчиняются своим законам развития, у них своя судьба, своя логика характера…»
«Для телевизионных сериалов в татарской литературе очень много материала, – продолжает Ренат Аюпов. – Можно взять, например, произведения Аяза Гилязова, Туфана Миннуллина, Сибгата Хакима, Гаяза Исхаки. У Махмуда Галяу есть роман «Мухаджиры» о татарских эмигрантах. Но нужно ещё прийти к тому, чтобы планомерно использовать этот материал. С советских лет у нас образовался большой перерыв, материала накопилось слишком много и теперь трудно выбрать, с чего начать».
Авторы признаются, что снимать фильм по «Белым цветам» – любимой книге их родителей, бабушек и дедушек – это большая ответственность. А ещё обещают, что этот многосерийный фильм не будет похож на ранние татарские сериалы. Увидеть его телезрители смогут летом 2015 года на канале «ТНВ».