Кафиль Амиров о преемнике: «Я человек запасливый, приготовил несколько кандидатур»

Татарстан, 23 сентября, АиФ-Казань.

   
   

Об итогах работы

«Моя отставка вызвала больший интерес, - пошутил прокурор, увидев, что в конференц-зале практически не осталось свободных мест. Некоторые СМИ очень язвительно подали тот факт, что в пятницу пресс-секретарь все отрицал, а в субботу было объявлено об отставке. Все, что говорил Вахитов, все правда. Это не прокуратура запуталась, как написали на одном портале, а авторы, которые захотели сделать из этого сенсацию. Дело в том, что приказ мы получили в пятницу ближе к вечеру, а в субботу сделали его достоянием общественности.

Досье

Прокурор Республики Татарстан родился 24 мая 1949 года в деревне Нариман Верхнеуслонского района ТАССР.

В 1972 году окончил с отличием Харьковский юридический институт.

В органах прокуратуры - с 1972 года. 1972-1973 – следователь прокуратуры Сармановского района ТАССР. 1973-1980 – старший следователь прокуратуры ТАССР.

1980-1989 – прокурор Вахитовского района города Казани. 1989-1992 – заместитель, первый заместитель прокурора города Казани. 1992-1997 – заместитель прокурора РТ – начальник следственного управления. 1997-2000 – первый заместитель прокурора Республики Татарстан. С 2000 года по сентябрь 2013 года – прокурор Республики Татарстан.

Кандидат философских наук, профессор, Заслуженный юрист Российской Федерации, Заслуженный юрист Татарстана, Почетный работник прокуратуры Российской Федерации.

Как прокурор, я считаю, что сделал немало для того, чтобы наши татарстанские органы были на высоте. За время работы было построено 29 новых отделений прокуратуры, такого не было нигде. 27 человек, которые работали под моим руководством, были рекомендованы и сейчас занимают руководящие посты в органах прокуратуры РФ.

Прокурором я стал в очень сложный период – когда приводили в соответствие с федеральным законодательством республиканские законы и Конституцию РТ. Был сильный нажим со стороны радикально настроенных националистов. Но мне ни за одно из тех решений в те годы, не приходится краснеть. Вы знаете, тогда еще следствие было в прокуратуре и мы сделали многое для искоренения оргпреступности совместно с МВД. Мы первыми в России выработали методику борьбы с ОПГ и приступили к ликвидации преступности. Потом коллеги приезжали к нам учиться. Задача была не только в том, чтобы изобличить криминалитет, но и в том, чтобы на их месте не подняли голову новые ОПГ. Я считаю, что у нас в РТ с этим справились.

О взаимоотношениях с властью

Минтимер Шарипович настолько скурпулезно относился к соблюдению закона, что за эти годы от него не было ни одного звонка со словами, что это дело так расследовать, а вот это – эдак. Я в первое время удивлялся: «Как же так?». Мои коллеги рассказывают Бог весть какие страсти. А Шаймиев повторял: «Надо поступать по закону». Помню, пришел в первый раз докладывать о делах к президенту (есть вопросы, которые нужно согласовывать с ним) и вылил на него целый ушат своих проблем. Смотрю, президент как-то погрустнел. Я сообразил, что рассказываю только о негативе. «Минтимер Шарипович, в докладе ничего положительного нет, могу по-другому доложить, если вам не нравится», - сказал я.

«Нет. Ты мне докладывай исключительно правду», - ответил он. Так и было – без прикрас, без шлифовки. Думаю, это помогало президенту принимать решения какие-то.

   
   

То же самое с парламентом, с кабмином. Я всегда выступал на заседаниях и говорил открыто, если был не согласен с каким-то заявлением. Работа есть работа. Несмотря на то, что наши взгляды с депутатами расходились по многим позициям (мне приходилось опротестовывать некоторые их законы), они понимали, что такова задача прокурора.

О коллективе

У нас сложился очень хороший, трудоспособный коллектив. Спасибо ему. Благодаря ему, Татарстан занимает одно из передовых мест в Росси. Только в этом году раз 10 уже коллеги приезжали. Отмечают не только высокий уровень профессионализма, но и доброжелательность наших сотрудников. Мы одними из первых подняли голос в защиту исторических памятников. Это было еще в 2004 г. Я нацелил своих людей, чтобы они обращали внимания на то, чтобы сохранять эти территории.

К нам сначала не очень прислушивались, был такой зуд строительства. В последние годы этому вопросу уделяется очень большое внимание. То, что удалось сохранить основную часть исторических памятников, есть и наша заслуга.

О преемнике

Как человек запасливый я несколько преемников приготовил. Генпрокурор направляет письма в парламент и президенту и рекомендует назначить на должность прокурора республики того или иного кандидата. Насколько я знаю, такие письма уже пришли. На сессии Госсовета в четверг этот вопрос будут рассматривать: дать согласие или не дать. Что касается конкретных фамилий, мы утверждаем список резерва. Те рекомендации, которые нами были даны, они в русле того, что есть в этих списках (по данным «АиФ Регион», наиболее вероятный кандидат – прокурор Казани Ильдус Нафиков).

Многие удивляются моему решению, На самом деле я решение принял давно, месяца три назад. Никаких фактов извне не было. Никаких проверок, которые бы меня подтолкнули к этому решению, тоже не было. Были плановые проверки, они уехали, вполне довольные состоянием дел. Никаких террористов с палатками под деревом не нашли. Это решение я принял самостоятельно. Лучше это сделать самому, чем потом тебя кто-то попросит.

Я не говорил, чтобы не будоражить коллектив, прессу. Универсиада была, и без меня работы полно. А потом съездил отдохнул, ходили с внучкой на теплоходе до Ростова и обратно. И все это время я был в раздумьях: правильно ли я поступил. Но считаю, что поступил правильно. Преемнику есть еще три месяца до конца года, буде время и напортачить, а может, и вырваться вперед. Учебный год начался, а я преподаю в институте, на это сосредоточусь. Недавно в прессе написали, что мне понравилось «сажать», поэтому я буду сажать огурцы и укроп.

Как называют пенсию? Заслуженный отдых. Вот я и буду на заслуженном отдыхе. У меня две внучки, буду их воспитывать, заниматься домашними делами, портить нервы теще и жене (смеется).

О мемуарах

Прокурор РТ в силу своей должности информирован о многом, но если честно писать, надо критиковать, ругать. А если нечестно, то пресно будет… Знаете, такой анекдот был: «Что общего между министром и мухой? Их обоих можно газетой прихлопнуть». Так вот и меня этой книгой прихлопнуть могут (улыбается).

 

 

Смотрите также: