Дрейфующие на льдине. Летчик из Казани спас людей с тонущего «Челюскина»

В конце 1933 и начале 1934 года весь Советский Союз жил в тревоге, наблюдая за дрейфом в Чукотском море парохода «Челюскин», с экспедицией О. Ю. Шмидта на борту.

   
   

Предыстория

Два столетия мореплаватели и исследователи пытались пройти из Баренцева в Берингово море вдоль побережья Сибири.  С 1887 г. по 1920 г. это  удалось сделать троим исследователем и том числе, русскому морскому офицеру, гидрографу и исследователю Арктики Б.А. Вилькицкому.

В 1932г. советский ледокольный пароход «А. Сибиряков» впервые за всю историю покорения Арктики и за одну навигацию прошел Северным морским путем. Это был оглушающий успех для начальника Главсевморпути О.Ю. Шмидта, всех участников похода наградили, амбициозный и имевший склонность к авантюрам Отто Юльевич решил закрепить успех. В Кремле пошли навстречу ученому - были выделены деньги на постройку нового парохода и подготовке к новой экспедиции.

В Дании на судоверфи заказали новый пароход, он должен быть ледокольного типа, но почему то, во время постройки внесли изменения и он стал обычным товаропассажирским судном, первоначально названным «Лена», а потом переименованным в «Челюскин». Шмидт пригласил на должность капитана - В.И. Воронина, очень опытного полярного морехода. Увидев пароход, капитан наотрез отказался участвовать в походе, заявив Шмидту, что на таком судне нельзя идти в арктические льды. Никакие уговоры и посулы ученого не смогли сломить Воронина, тогда Отто Юльевич пустил свой последний козырь, припугнув последнего тем, что «большевики так не поступают…». Капитан понимал какие покровители у Шмидта в Кремле и чем ему обернется отказ и неохотно согласился.

В Дании на судоверфи заказали новый пароход, он должен быть ледокольного типа, но почему то, во время постройки внесли изменения и он стал обычным товаропассажирским судном, Фото: www.russianlook.com

10 августа «Челюскин» вышел в свое первое и последнее плавание, имея на борту экипаж, ученых, зимовщиков и строителей. Изначально все пошло не так как задумывалось, уже 15 августа после первой встречи со льдами в носовой части появилась течь и к тому же «Челюскин» оказался очень неповоротливым судном, с трудом вползая в каналы проделанные ледоколом «Красин». Ледокол вывел пароход на чистую воду и ушел, помогать другим судам. Через некоторое время перед «Челюскиным» встали тяжелые льды, которые он преодолеть не смог, высланный ему на помощь ледорез «Ф. Литке» получил тяжелые повреждения и вернулся. В итоге с ноября 1933 года по январь 1934 года затертый «Челюскин» блуждал по скованному льдом Чукотскому морю. Готовясь к худшему, Шмидт велел вынести на верхнюю палубу аварийное снаряжение. В Кремле быстро поняли катастрофичность ситуации и из Владивостока в бухту Провидения отравили два самолета, под командованием летчика Ляпидевского, что бы они сняли людей с дрейфующего судна, но они ничем не смогли помочь - сначала не было приказа , а потом испортилась погода.

14 февраля 1934г. в Чукотском море, недалеко от мыса Уэлен «Челюскин» затонул, раздавленный  льдами. Тонул он медленно, что дало возможность снять с него все, что можно было и всем находящимся сойти на лед. Погиб только завхоз Могилевич, он замешкался и при наклоне судна был придавлен катившимися бочками.

И тот же день в Москве, после получения радиограммы, была создана правительственная комиссия под руководством В. В. Куйбышева, для оказания помощи участникам экспедиции. В сложившейся ситуации выбор пал на авиацию и тогда на побережье Северного ледовитого океана стали слетаться летчики.

   
   

Храбрые летчики

Летчик Ляпидевский  15 февраля получил приказ из Москвы за подписью Куйбышева и перелетел на мыс Уэлен и не имевший опыта полетов в Арктике совершил 28 вылетов на поиски лагеря Шмидта» и только 5 марта его штурман Петров обнаружил на льдине людей. С трудом приземлившись, они забрали женщин и детей.

Вскоре прибыла авиагруппа Каманина и с ними два полярных летчика Молоков и Фарих и в марте совершив безпрецендентный перелет из Хабаровска в Ванкарем покрыв более 6000 км., без штурманов и радистов прилетели летчики Водопьянов, Галышев  и Доронин.

Михаил Водопьянов из Анадыря совершил 3 полета на льдину, последний 13 апреля 1934г. и вывез оттуда 10 человек. Фото: фотографии Ильдара Валеева

Михаил Водопьянов из Анадыря совершил 3 полета на льдину, последний 13 апреля 1934г. и вывез оттуда 10 человек. 14 апреля разразившийся шторм разломал льдину.

Михаил Водопьянов работал в Казани летчиком-испытателем

В Кремле из трагедии сделали фарс, раструбив на весь мир о мужестве «челюскинцев», а летчики Ляпидевский,  Леваневский(который никого не спас),Молоков, Каманин, Слепев, Водопьянов и Доронин получили специально введенные по этому случаю звания Героев Советского Союза, с вручением ордена Ленина. 4 ноября 1939г. М.В. Водопьянову была вручена медаль «Золотая Звезда» за №6.

Имя этого легендарного летчика неразрывно связана с Казанью, в марте 1930 г. было образовано Московское управление воздушных линий, в подчинении которого находилась аэростанция «Казань», которая была опорным пунктом на огромном воздушном пути Москва - Сибирь. Через Казань доставлялись почта и матрицы центральных газет и воздушно-почтовую линию Казань- Свердловск-Казань  обслуживал пилот Михаил Водопьянов. Далее он летал на гражданских самолётах по воздушным трассам Москва–Ленинград, Москва–Иркутск, на остров Сахалин, в Петропавловск-Камчатский.

В 1936-1937 годах совершал полёты в Арктику, был командиром лётного отряда, доставившего на Северный полюс первую дрейфующую станцию. Впервые в мире 21 мая 1937 года произвёл посадку самолёта в районе Северного полюса. За это был награждён орденом Ленина (статуса дважды Героя Советского Союза в то время ещё не существовало). Участвовал в советско-финляндской войне 1939-1940 в должности командира тяжёлого бомбардировщика ТБ-3. Совершил несколько боевых вылетов, за что был награждён орденом Красного Знамени.

Будучи военным летчиком, Михаил Васильевич не оставлял своей мечты о дальних полетах в Арктике и когда в КБ Туполева спроектировали дальний, тяжелый бомбардировщик АНТ-42(после ареста А.Н. Туполева в 1937г., аббревиатуру поменяли и он стал называться ТБ-7) и построили два опытных экземпляра, на первый «положил» глаз Водопьянов, предполагая использовать его в бескрайних просторах Крайнего Севера. Добился перевода этого бомбардировщика в управление Полярной авиации. Перед самой войной АНТ-42-В находился на авиационном заводе №124 в Казани где проходил модернизацию под условия Крайнего Севера.  Михаил Васильевич    при любой возможности приезжал в Казань, где очень внимательно следил за ходом работ и не забывал заезжать на аэростанцию «Казань», где у него осталось много друзей и знакомых.

Его мечту о дальних полетах в Арктике разрушила начавшаяся Великая Отечественная война и трагический случай произошедший на аэродроме 124 авиазавода. 22 сентября 1941г. из-за халатности бортмеханика и невнимательности летчиков-испытателей самолет был разбит, счастью никто не пострадал.

Комбриг М.В. Водопьянов – участвовал в Великой Отечественной войне с июля 1941 года, в должности командира 81-й дальнебомбардировочной авиационной дивизии. В ночь с 10 на 11 августа 1941 лично участвовал во втором «провальном» налёте на Берлин. Тогда из 10 бомбардировщиков ТБ-7 и Ер-2 вернулось только два бомбардировщика. Его ТБ-7 был подбит и совершил вынужденную посадку на территории, занятой противником. Через линию фронта с экипажем вернулся к своим. За большие потери был объявлен виновником и смещён с должности командира дивизии. Продолжал совершать боевые вылеты как рядовой летчик. Потом он исчез из действующей армии и объявился на авиазаводе №22 в Казани, где работал летчиком-испытателем, имея звание комбрига и Героя СССР (есть версия, что он просто исчез с глаз разъяренного Сталина, но это только версия, сотрудники из аппарата Берии нашли бы его в любом уголке страны, если бы Хозяин дал соответствующую команду).

В ночь с 10 на 11 августа 1941 Михаил Водопьянов участвовал во втором «провальном» налёте на Берлин. Фото: www.russianlook.com

На заводе выполнил ряд уникальных полетов и экспериментов - в октябре 1942г. на бомбардировщике Пе-8 совершил беспосадочный перелет, с двигателями М-82 , по маршруту Казань Ташкент-Казань.

Весной 1943 в Камском Устье сбросил с Пе-8 весовой макет  пятитонной бомбы.

Хочется  привести воспоминания одного из ветеранов - «… жил Водопьянов на улице Островского и мы будучи молодыми пацанами нередко караулили его по утрам у подъезда и ждали когда  выйдет легендарный дядя Миша, его знала и любила вся страна, его портреты не сходили с первых полос газет. Он выходил в доблеска начищенных сапогах , в кожаном меховом пальто и в огромном  лисьем малахае на голове. Здоровался с нами, садился в поджидавшую его машину и уезжал на завод и мы стояли и восторгом смотрели вслед. Великий был летчик….!»

Смотрите также: