Примерное время чтения: 7 минут
1862

68 лет назад в ТАССР одновременно разбилось 13 самолетов

Фото: http://russianlook.com

11 февраля 1944 года в небе Татарии произошла одна из крупнейших авиакатастроф в годы Великой Отечественной войны, когда в течение часа на участке Арск-Казань, в условиях сильнейшей облачности в землю врезались 13 самолетов: погибло 16 летчиков, штурманов и техников.

В феврале 1944 года на аэродроме «Кольцово» города Свердловска скопилось огромное количество американских самолетов, готовых для перегона в Казань. В те дни над Уралом и Поволжьем расположился очень мощный антициклон, который стал причиной образования туманов и низкой облачности с видимостью менее одного километра. Начальник отдела перелетов Уральского военного округа полковник Коробко категорически запретил вылет группам. Только после согласования своих приказов со штабом ВВС Красной Армии и разрешения Москвы, он имел право отдавать приказы на вылет. Но погоды все нет, перегоны запрещены и аэродром «Кольцово» начинает «задыхаться» от огромного количества самолетов.

Погодный фактор

8 февраля наступает некоторое улучшение погоды и после согласования с синоптиками штаба ВВС КА, полковник Коробко выпускает на перегон в Казань 8 самолетов.

9 февраля улетает группа, состоящая из более 40 самолетов.

10 февраля Казань дала «добро» на прием самолетов, но по техническим причинам вылет не состоялся.

11 февраля, основываясь на метеоданных за 10 февраля, новых ночных метеосводок и доклада воздушного разведчика, Коробко разрешает перелет. Аэродром казанского авиазавода №22 подтверждает готовность принять самолеты. Но связь с Москвой в тот день барахлит и ответ своевременно не приходит. Начальник начинает предполетную подготовку с летчиками, предупредив, что если погода ухудшится, всем незамедлительно нужно будет вернуться на базу. Летчики расходятся по самолетам.

Где земля?

Первым взлетает разведчик и берет курс на Казань - по трассе он должен передавать данные о погоде. Вслед за ним взлетает самолет-лидер А-20G 9 Перегоночного авиаполка (ПАП), а за ним – группа лейтенанта Ковалева: 12 истребителей Р-39.

Следующей уходит в небо группа из восьми Р-39 моряков-летчиков Северного флота из 2-го ГКАПа (командир - капитан Сухомлин), лидер – тяжелый истребитель Пе-3. Всего 22 самолета.

Разведчик, ушедший на перегон первым, идет уже над Татарией и попадает в сплошную облачность. Он пытается определить нижнюю кромку облаков, но неожиданно выясняет, что она сливается с туманом до земли!

Назад!

Командир принимает решение уходить наверх, пробивает облака и ложится на обратный курс - на аэродром «Кольцово». Радист непрерывно передает в эфир о запрещении продолжения полета, но его никто не слышит. На обратном курсе они видят группу, идущую на Казань, и пытаются качанием крыльев привлечь к себе внимание. Но их никто не видит и не слышит… В это же время до командующего УрВО доходит радиограмма из Москвы о запрещении перелета, он связывается с Коробко и приказывает ему вернуть все самолеты с трассы.

Пройдя Вятские Поляны, командир группы Сухомлин замечает резкое ухудшение погоды и отдает приказ о возвращении в Свердловск. Часть его группы аварийно садится в Янауле, он сам дотягивает до Свердловка. Иван Моисеевич пройдет всю войну, после станет известным летчиком-испытателем на фирме Туполева, будет удостоен высокого звания Герой Советского Союза.

Трагедия

Полет продолжает группа во главе с лидером А-20G и группа Ковалева. Они находятся в районе Арска, летят в сплошной облачности и тут лидер совершает непоправимую ошибку: он начинает снижаться для того, что бы визуально определить, где земля, и ныряет под облака. А там туман до самой земли. Лидер начинает разворот, чтобы вновь уйти на высоту и крылом задевает землю… Яркая вспышка и взрыв тут же гаснут в сплошном тумане. И начинается самое страшное: один за одним самолеты начинают сталкиваться с землей. Молодые летчики имели совсем небольшой опыт в полетах в облаках – теряли пространственную ориентировку, старались прижиматься к земле и сталкивались, сталкивались, сталкивались…. С землей на которую они хотели вернуться…



Итог этой страшной трагедии – разбилось 13 самолетов, погибло 16 летчиков, штурманов и механиков.

О произошедшей трагедии доложили Сталину, он приказал наказать виновных. Полковник Коробко был разжалован и отправлен в штрафбат.

Забытая история

Разбираться в деталях этого крушения автор начал летом 2011 года, когда по радио промелькнула информация о трагедии. Я стал собирать все, что было с ней связано. Обратился в архивы, но никаких документов там не оказалось.

Тогда поехал в Чепчуги и в самом центре сельского кладбища нашел братскую могилу летчиков-перегонщиков. Зашел в школу, и мне любезно открыли музей, где один из стендов был посвящен погибшим летчикам. Велико же было мое удивление, когда на черно-белых фотографиях был запечатлен памятник с одними фамилиями, а современный, уже с другими. Директор музея, Людмила Александровна Ахромова, рассказала, о том, что до сих пор неизвестно, кто именно погребен под черным мраморным камнем. Летом 2011 года умерла последняя свидетельница событий Мария Никулина, которая вместе с подругой Анастасией Чапуриной хоронила погибших летчиков. Да и вряд ли они достоверно могли знать, кого хоронят…

В Арске мне с трудом удалось найти старое русское кладбище. Оно заброшено и представляет собой убогое зрелище. Там сохранилась еще одна братская могила перегонщиков. Мне удалось восстановить в именных списках безвозвратных потерь личного состава ВВС КА данные обо всех летчиков-перегонщиков, погибших 11 февраля 1944 года.

Вот их имена:

Экипаж лидера А-20:

Командир Екимов Арсений Иванович – гв.майор летчик 9 ПАП.

Штурман Ткебучава Александр Давидович - ст.лейтенант. штурман 9ПАП.

Стрелок-радист Крюков Павел Иванович – сержант 9 ПАП.

Старший сержант Фомичев Сергей Николаевич – механик 9ПАП.

Летчики – перегонщики

Лейтенант Ковалев Борис Александрович – командир группы.

Старший лейтенант Дорофеев Анатолий Степанович – летчик 9 ПАП.

Старший лейтенант Пашков Александр Яковлевич – ком. звена.

Лейтенант Лобинцев Дмитрий Яковлевич – летчик 9ПАП.

Лейтенант Кольцов Владимир Дмитриевич – летчик-инструктор Балашовской ВАШП.

Лейтенант Беляев Константин Михайлович - 927 ИАП.

Лейтенант Ермаков Михаил Александрович – летчик 20 ЗАП.

Младший лейтенант Булка Андрей Иванович – летчик 2 ГКАП.

Младший лейтенант Лопатин Иван Кузьмич – летчик 2 ГКАП.

Младший лейтенант Горишный Василий Алексеевич – летчик 2ГКАП.

Младший лейтенант Грудаков Иван Степанович – летчик 2 ГКАП.

Младший лейтенант Шпигун Дмитрий Андриянович – летчик 102 ГИАП.

Тело последнего пилота не нашли и он до сих пор числится пропавшим без вести.

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (2)

Также вам может быть интересно

Загрузка...

Топ читаемых

Самое интересное в регионах