Первые полеты
Люди всегда мечтали летать. И полетели в начале XX века, но сначала – мужчины. Женщины не заставили себя долго ждать. Первые пилотессы взяли штурвалы аэропланов в свои хрупкие и нежные руки впервые во Франции в 1909, а в России в 1911 году.
В Советской России увлечение авиацией поощрялось государством. Уже в 1920-е годы по всей стране стремительно росло количество авиамодельных кружков и планерных школ. От них всего лишь один шаг до настоящих самолетов. И наши девушки вслед за юношами эти шаги делали.
В казанских газетах уже в 1923 году писали, что среди первых пассажиров аэропланов были и женщины. А на следующий год при Казанском аэроклубе открыли планерную станцию. Принимались туда лица обоего пола. В 1934 году, после окончания планерной школы и учебы в Казанском аэроклубе, свидетельство пилота получила первая женщина-пилот Татарии – Соня Яруллина. На следующий год она была отправлена в Ульяновскую летно-инструкторскую школу.
Естественно, Соня, вернее, Сания, была не единственной летчицей в Казани. Александра Парвицкая, она из первых выпускниц КАИ (1934), вспоминала, что в годы ее учебы в институте был создан филиал аэроклуба и студентов учили летать на самолетах Поликарпова У-2. Более 6 тысяч девушек в 30-е годы получили свидетельства пилотов, что позволило сотням из них в годы войны стать военными летчицами.
В Казанском авиаотряде гражданской авиации до войны летали Елена Малютина и Тамара Мелашвили (воевали на пикирующих бомбардировщиках Пе-2).
Одна из первых летчиц Татарстана Вера Тихомирова служила в женском истребительном полку. В тылу же летчицы сменяли мужчин, улетевших на фронт. В Казани во время войны летали Вера Моштакова, Ксения Андриенко-Абдрашитова, Нина Корытова, Евгения Рачко, Мария Мерецкая. Техниками и мотористами тоже становились женщины.
Опаленные крылья
Как только началась Великая Отечественная война, в армию устремились гражданские летчицы, которым дала шанс Герой Советского Союза Марина Раскова. По ее инициативе были сформированы три женских авиационных полка – на бомбардировщиках Пе-2 и У-2, а также истребителях Як-1. Пе-2 и У-2 выпускались в Казани, поэтому можно смело сказать, что крылья у наших мужественных девушек были в основном казанские.
У-2/По-2 (строились на Казанском авиазаводе №387, ныне Казанский вертолетный завод) запомнились в таких фильмах о женщинах-летчицах, как «Небесный тихоход», «В небе ночные ведьмы» и «В бой идут одни старики». Копию У-2 можно потрогать в казанском Победы и представить: как на таком аппарате вообще можно было воевать?
Деревянная конструкция, обтянутая полотном, минимум металла, скорость меньше чем у «жигулей» и отсутствие тормозов: и вот такие самолеты с грузом до 200 кг бомб отправлялись в ночное небо для того, чтобы обрушить его на врага. А если таких боевых вылетов на одну летчицу приходилось более тысячи? Трудно в это поверить, но у каждого из 23 Героев Советского Союза 460-го гвардейского ночного бомбардировочного полка на счету от нескольких сотен до тысячи боевых вылетов. Причем, почти до конца войны девушки летали без парашютов. Из тех ночных полетов не вернулось 28 самолетов, погибло 13 летчиц и 10 штурманов. А были еще и тяжелые ранения и болезни… Среди них и Герой Советского Союза Магуба Сыртланова (780 боевых вылетов), которая после войны жила и работала в Казани.
В парке Победы есть еще один памятник казанскому самолету – бомбардировщику Пе-2, на котором тоже летали отважные девушки. Эта отнюдь не женская крылатая машина состояла на вооружении 125-го гвардейского бомбардировочного авиаполка, и летала днем, что было не менее опасно, чем ночью. В полку погибло 15 девушек, а звания Героя Советского Союза были удостоены 6 летчиц.
В мирном небе
Сейчас никто не удивится, увидев женщину за штурвалом самолета. Но в середине XX века женщина-пилот было явлением редким, а в военной и гражданской авиации – исключительным. Расскажем подробнее о некоторых из них.
Клара Булатова. В 1958 году она поступила в Казанский аэроклуб, и затем, пройдя несколько этапов обучения летному делу, в 1962 году стала летать вторым пилотом на самолете Ан-2, затем первым, а потом она переучивается на пассажирский Ил-14. Налетала Клара Усмановна немало – 12 тысяч часов!
Кроме них в Казанском авиаотряде в разное время летали Клавдия Щербатых, Алевтина Косулина, Гульсия Зайнуллина, Лидия Попова, Валентина Желтова, Нина Задоя. В 1970-1980-х годах в Казани работало до удивления много женщин-летчиц.
И среди них одна женщина-штурман – Евгения Напаева (1951-2001). Она летала бортрадистом на самолетах Ли-2 и Ил-14, а с 1976 по 1983 год штурманом Ан-24. В 1983 году погиб ее муж Владимир Напаев – бортмеханик казанского Ту-134, разбившегося под Алма-Атой.
10 лет после этого она не садилась за штурвал самолета, но в 1993 году стала штурманом эскадрильи, а затем штурманом-инструктором летного отряда, единственной в России женщиной – штурманом 1 класса. В 2000 году она пересела на Ту-134, а в 2001 году ушла из жизни, не дожив до своего 50-летия.