Русский художник стал признанным в мире каллиграфистом

   
   

Маэстро 87 лет, последние 17 из которых он, русский по крови, христианин по вероисповеданию (да еще и с такой «православной» фамилией), посвятил искусству мусульманской каллиграфии. Его персональные выставки шамаилей, тугр, арабеск с успехом прошли в более 15 странах земного шара под общим названием «Каллиграфия за мир». Пройдя всю Великую Отечественную войну, он верит, что мир спасет красота.

Художник-разведчик

- Эпоха сталинизма несла в себе много отрицательных черт, но было очень важное явление – патриотизм воспитывался с малых лет, - говорит Владимир Александрович. – Отец не был большевиком, но в честь Ленина назвал меня Володей, а сестренку – Нинель. Бывший военный, он охранял заключенных строивших громадный бумажный комбинат недалеко от Соликамска. Заключенные эти были сливками русского общества: инженеры, артисты, музыканты, художники... В порядке исключения раз в месяц они давали для местных жителей концерты, и это были такие таланты! Но, даже, живя бок обок с жертвами страшных репрессий, в нас не ослабевала любовь к своей стране, вождям. Поэтому, как только грянула война мы с одноклассником стали писать заявления пойти добровольцами на фронт, но в силу возраста нам отказывали семь раз, а на восьмой, в ноябре 1941, призвали курсантами в Васильковскую авиашколу механиков.

Впоследствии из курсантов был сформирован ЛАПП (легкий артиллерийский противотанковый полк). Выстроив всех, начштаба спросил: кто из вас умеет рисовать? И хотя Попов среди своих уже слыл художником, откликаться не стал: «Я же на фронт! Какие тут художества?» Но товарищи «сдали». Так его назначили в разведвзвод –зарисовывать панораму местности и огневые точки противника.

Свой первый бой Володя Попов по иронии судьбы принял в украинском селении Поповка – его полк должен был преградить путь немецким танкам. Весь южный фронт тогда отступал, и немцы, не ожидав сопротивления, повернули обратно, но… предварительно уничтожили почти весь полк. К счастью, в этом бою Попов не был даже ранен, свое первое ранения он получил чуть позже, причем своим же оружием.

- После боя мы отступали разрозненно, по одной машине, поскольку всё вокруг было занято немцами, - вспоминает художник. - В одном из хуторов, я решил ночевать в не хате, а на улице - полюбоваться на июльскую украинскую ночь. Проснулся от шума боя - немцы окружили, машина уехала, впопыхах обо мне забыли. От местных я узнал, что ее разорвало прямым попаданием снаряда. Я подумал: слаба Богу, остался жив. Но особо радоваться было нечему - остаться без средства передвижения означало верную смерть. Чудом в лощине я нашел наших с машиной, но посадить меня было некуда – разве что на лафет прицепленной пушки. На нем я проехал около 3 суток и в один момент, задремав, слетел. Да так, что колеса проехали мне по ногам, после чего не мог ходить около месяца.

Пишу для народа

   
   

После были и более серьезные ранения и контузия… Но гвардии ефрейтор Попов прошел весь фронт до Берлина. Встретил победу на Эльбе и еще два года служил в оккупационных войсках в Германии.

- В один из выходных я поехал в Дрезден, чтобы увидеть знаменитую картинную галерею. Оказалось, ее эвакуировали к австрийской границе. Отправившись туда, я обошел всю экспозицию – искал Сикстинскую Мадонну. Но она, как и все другие шедевры, уже была вывезена в Москву, в Пушкинский музей.

После демобилизации Попов вернулся к родным, которые во время войны осели в Татарстане и поступил в художественное училище. Так закончился его путь солдата и начался путь художника.

- Я человек старой закалки – патриот совей Родины. Старался откликаться на все масштабные события, которые происходили как в СССР, так и в России. Поэтому у меня нет работ с какими-то покосившимися заборчиками, избушками на курьих ножках. Я все время изображал то, что было «на острие». На Алтае поднимают целину – и я уже там, пишу этюды. Где-то начинают осваивать нефтяные месторождения, строить новые ГЭС, возводят плотины – и я уже в гуще событий. Я хотел показать не только величие природы, но и величие человека, его возможности, шедевры архитектуры. Почти все мои работы создавались не для продажи, а для народа!

Голос свыше

В начале 1990-х годов Попов задумал огромную эпопею пейзажно-архитектурного характера «Шедевры культовой архитектуры всех времен и народов». Планировал отразить красоту храмов, культовых сооружений 6 основных религий мира. Начал с христианства и ислама и, собирая материал, объехал территорию всего бывшего Советского Союза. На своей персональной выставке в честь 70-летнего юбилея представил христианскую и исламскую серии. После выставки супруга, народная художница РТ Любовь Сперанская, показала ему уникальный альбом шамаилей, который принадлежал ее покойному первому мужу, а собирал его по всей дореволюционной России краевед профессор Покровский.

- Я развернул и ахнул – оказывается, у нас были такие мастера каллиграфии! Этой же ночью я услышал голос свыше: а почему бы тебе, Володя, не продолжить свою исламскую серию в истинно мусульманском виде искусства?

Первая же персональная выставка каллиграфии Попова прошла с успехом – дорога в жизнь была открыта. Каждый раз при открытии очередной выставки корреспонденты и коллеги неизбежно задавали вопрос: как же вы вникли в суть этого необыкновенного искусства?

- Я долгое время пожимал плечами… Просто меня увлекло. По характеру я композитор, мне интересно подать не текст, а превратить его в какой-то образ, особенно тугры – личные знаки. Я стараюсь не просто отразить в них инициалы человека, но и показать его характер, личность.

Всего в коллекции каллиграфиста около 500 тугр, среди них, как знаки людей из его окружения, так и первых лиц республики, страны, мира. А любимые шамаили художника – это два больших полотна, в одном из них заключен образ всего ислама (через изображение пяти его столпов), а второй характеризует единого создателя, через 13 его сыйфатов (особенностей).

– В исламе его называют Аллах, но я считаю, что Бог един для всех!

ДОСЬЕ

Владимир Александрович Попов, заслуженный художник РФ, член Союза художников Татарстана и России, член Международной ассоциации изобразительных искусств при ЮНЕСКО.

Родился 24.06.1924 года в Мариуполе (Украина), окончил Казанское художественное училище. Участвовал в республиканских, всероссийских, международных выставках. Вдовец, есть сын, дочь, 2 внуков.

Смотрите также: