«Каждому из нас важно уметь находить общий язык с людьми», - говорит Алла Головенькина, преподаватель нурлатской школы №1. На этом принципе основан каждый её урок. Не стал исключением и открытый урок на конкурсе «Учитель года-2014», прошедшем в начале октября в Москве, в финале которого в зале звучали аплодисменты. Домой она привезла Гран-при – большого хрустального пеликана, символизирующего самопожертвование и любовь к детям.
О том, каким должен быть современный педагог и как найти общий язык с детьми, лучший учитель России рассказала в интервью «АиФ-Казань».
Аура профессии
Мария Максимова «АиФ-Казань»: После конкурса вы, что называется, проснулись знаменитой. Чувствуете себя звездой?
Алла Головенькина: С того дня, как я стала победительницей конкурса, не выпускаю из рук телефон, всё время даю интервью. (Улыбается). Очень скучаю по работе, по ученикам. Жду момента, когда снова вернусь к привычным урокам биологии.
Очень люблю учиться сама. Думаю о поступлении в аспирантуру. Моя коллега, учительница географии, стала студенткой в 51 год. Так что у меня впереди ещё много интересного!
- Алла Николаевна, почему вы решили стать учителем?
- В Пермском педагогическом университете училась моя старшая сестра. Вместе с ней я ездила на летнюю практику и прониклась духом профессии. Работа учителя требует высокой ответственности, педагог должен быть развитым и образованным. Он остаётся педагогом 24 часа в сутки. После окончания университета я вышла замуж и переехала в Татарстан. В нурлатской школе №1 работаю всю жизнь. Учительская среда покорила меня с первых дней работы. Учительство создаёт вокруг человека уважительную ауру, это человек, на которого хочется равняться.
- Ваш педагогический стаж – 14 лет. Вы помните свои первые уроки?
- Каждый учитель помнит начало своего пути. Когда у молодого специалиста со старшеклассниками разница всего 5-6 лет, его не воспринимают серьёзно. Мальчишки шалили на уроках, провоцировали конфликты. Был переломный момент, когда я всерьёз хотела отказаться от одного из классов – 5-го «Б». Но на одном из уроков с последней парты ко мне подошла худенькая девочка с тоненькими косичками, заглянула в глаза и спросила: «А ты завтра к нам придёшь?». И тогда я поняла: «Приду!».
Пришлось взглянуть на детей по-новому. Вместе с ребятами мы начали придумывать конкурсы, игры, размышлять. Чем больше узнавали друг друга, тем больше доверяли. Дорогого стоит, когда дети не только слушают учителя, но и слышат его. Самое страшное для меня – почувствовать, что ученики безучастны к уроку.
- За эти годы дети сильно изменились?
- Другими стали и дети, и принципы преподавания. Ребята меньше шумят, стали более вдумчивыми. Они более ответственно относятся к урокам. Понимают, что от образования зависит их будущее. Но бездумно заучивать материал, ходить в библиотеки и пользоваться словарями не хотят. У детей под рукой всегда мобильный телефон с доступом в интернет, всё необходимое они найдут за три секунды.
Для педагога же просто давать знания уже не актуально. Сегодня моя задача - за 45 минут вызвать интерес, пробудить тягу к изучению темы. Учебники дети читают дома самостоятельно.
Командный дух
- Как вы строите свои уроки?
- Стараюсь развивать в детях навыки сотрудничества и коммуникации. Важно, чтобы дети научились работать в команде, когда общий успех зависит от каждого отдельного члена группы. В жизни им придётся находить общий язык с разными людьми. Лучше, если общению они научатся со школьной скамьи.
На уроках ребята сами решают, кто чем будет заниматься: один изучает материал, второй готовит дополнительные вопросы, третий презентует… Потом они меняются ролями, и постепенно каждый ребёнок начинает понимать, что ему даётся лучше, а что хуже. Я стараюсь сделать так, чтобы мои ученики полюбили биологию. Рассказываю им, что это предмет о нас самих. И мы должны знать о себе как можно больше.
- Какими качествами должен обладать педагог?
- Желанием не стоять на месте, любознательностью. Дети не дают расслабиться: я всё время узнаю что-то новое, учусь. Чтобы быть с учениками «на одной волне», стараюсь не отставать от жизни. Например, если они спрашивают: «А знаете ли вы что-то об андронном коллайдере», мне неловко признаваться, что слышала об этом эксперименте только в новостях. После таких вопросов, бывает, провожу весь вечер за компьютером. Нельзя разочаровывать детей, ведь они видят в учителе авторитет, старшего товарища. Педагог должен быть всесторонне развитым человеком.
Я люблю спорт. Пробежка по утрам очень помогает прийти в гармонию, настроиться на уроки.
Присоединилась к движению нурлатских фотографов. Постоянно ношу с собой фотоаппарат или телефон с камерой. Стараюсь запечатлеть каждый момент жизни, чтобы каждый кадр напоминал о позитивных событиях. Мой друг – профессиональный фотохудожник регулярно организует выставки, я планирую принять в них участие.
Шанс на реабилитацию
- У вас есть профессиональное кредо?
- В первую очередь – это уважение к личности ребёнка. Стараюсь донести до каждого ученика, что не бывает правильных или неверных ответов, каждый уникален. Это помогает поощрять воображение детей, фантазию.
Я не жёсткий педагог, хоть дисциплина на уроках присутствует. У меня не трудно получить «четвёрку», вот «пятёрку» - сложнее. Помимо фактически выполненного задания я оцениваю старания ребёнка. «Двойку» лишний раз стараюсь не ставить, чтобы не отбить желания учиться и не унижать ученика. Ведь он и так при всём классе признался, что не готов к уроку. Каждому ученику после плохой оценки даю время реабилитироваться.