Готовы ли школы Татарстана принять таких детей, рассуждает Фаина Ратнер, профессор Института языка КФУ, доктор педагогических наук. С 1989 г. в сотрудничестве с Центром реабилитации и развития детей Теодора Хелльбрюгге в Мюнхене она читает немецким и российским учителям, врачам, психологам и соцработникам лекции о том, как справляться с проблемами детей с особенностями развития.
Своим путём
- Фаина Лазаревна, начался новый учебный год, и родители решают, чем бы занять чад, кроме школы. Как выбрать ребёнку занятие по способностям?
- Мы с мужем не понимали тех, кто после уроков вёл детей в художественную школу, через час - в балетную, через два - в музыкальную. Не надо отнимать у ребёнка детство! Он должен пройти стадии развития вовремя, а не ускоренно. Вот почему я категорически против модных школ раннего развития, когда малыша чуть ли не с пелёнок носят на занятия.
У меня была одноклассница, которую папа-профессор заставлял изучать свой любимый предмет. Девочка буквально ненавидела этот урок. Конечно, она ничего не достигла, работала без души. Зачем нужны такие испорченные судьбы? Для контраста другой пример. Когда я писала кандидатскую, то жила в ГДР в семье профессора. Вы слышали, чтобы у нас сын профессора учился на повара? А вот они с женой рассудили, что ему незачем прыгать выше головы, пусть научится готовить, раз у него есть склонность к этому. И никаких истерик.
- Кругом развелось столько детских конкурсов и фестивалей. Нужны ли юным талантам такие проекты, как, например, «Голос. Дети» на «Первом канале»?
- Соревновательность портит ребёнка - вызывает зависть, развивает комплексы, расшатывает нервную систему. Вы видели, как они плачут? Если уж взрослые рыдают, когда выбывают из проекта, то что происходит с детьми… Они боятся разочаровать маму и папу. Но ведь именно родители взвалили на них этот груз ответственности, постоянно твердя: «Ты должен, должен». Если талант есть, он всё равно проявится.
По мнению итальянского педагога Марии Монтессори, каждый ребёнок должен идти своим путём. К примеру, болеют Петя и Коля. Никому в голову не придёт устраивать соревнование, кто быстрее поправится. Если Петя выздоровел за 10 дней, а Коля за 15, то это не говорит о том, что один хуже другого. Все дети разные.
Двойная нагрузка
- Что делать учителю, если у него в классе сидит будущий Эйнштейн?
- Многие гении в школе учились посредственно, ведь у особых детей и способности развиваются иначе. А при массовой школе об индивидуальном подходе к ученику говорить сложно. К сожалению, учителя пока не готовы к этому. Их не учат работать с одарёнными детьми. На уроках таким ребятам скучно. Они должны учиться по ускоренной усложнённой программе. А учитывая то, что каждый ребёнок развивается в своём ритме, во время контрольных работ класс нужно делить не на два, а на 20 вариантов - каждому по способностям. Конечно, никакой учитель не выдержит такой нагрузки.
- Так мы придём к дистанционному обучению, когда каждый, сидя дома, будет слушать онлайн-уроки личного педагога…
- Этого тоже нельзя допустить, потому что в таком случае у детей не будет возможности влиться в общество. Они элементарно не будут знать, как вести себя с другими людьми. Я уже столкнулась с обратной стороной компьютеризации. Даю первокурсникам задание - составить в парах диалоги на немецком языке на заданную тему. И вижу: каждый уткнулся в свою тетрадь. Они не умеют общаться, им легче отправить сообщение виртуальному другу через Интернет, чем поговорить с соседом по парте.
Не торопитесь с инновациями
- Школы Казани обустраивают для детей с ограниченными возможностями. Достаточно ли обеспечить им доступную среду?
- О том, чтобы ребята с особыми потребностями рано влились в общество здоровых, немецкий профессор Т. Хелльбрюгге задумался ещё в 1968 г. Он создал группу, в которой эти дети учились вместе. Причём больных детей набрал быстро, а вот родители здоровых не хотели отдавать своих чад в такую группу. Боюсь, что мы столкнёмся с той же проблемой. К новой системе в РТ пока не готовы и сами дети, и их будущие одноклассники, и родители, и педагоги.
Перед созданием открытого университета в Англии 1500 сотрудников три года готовили для него материалы. А у нас издали закон, и «ну-ка, быстро сделайте!» При этом механизма нет, и нигде не учат, как учителю работать в классе, где такие разные дети. Как говорится, «в одну телегу впрячь не можно коня и трепетную лань». Здоровые, больные, одарённые дети познают этот мир с разной скоростью. Чтобы соединить их, надо знать особенности каждого, а при нашей массовой школе это получится не сразу. Если в классе 30 учеников, может ли учитель за урок хотя бы посмотреть на каждого? Я сомневаюсь, что закон об образовании заработает, если просто посадить в класс особых детей.
- То есть нужны инновации в образовании?
- Я с трудом верю, когда говорят об инновационной школе, ведь не могут все Марьи Ивановны стать инноваторами. К любому новому проекту нужно относиться осторожно, сначала несколько лет проверить, приносит ли он пользу. Да и само слово «инновация» - очень высокое. Если ты сменил позу, в которой читаешь лекции студентам, это ещё не инновация. А сегодня за неё принимают любое незначительное новшество.
- Много говорят о правах ребёнка, и дети начали этим злоупотреблять. Говорят, учителя даже двойку боятся поставить?
- Педагога довели до того, что он не может сделать замечание. Родители научились судиться с учителями. А почему бы не сделать замечание, если оно не унижает достоинства, не навешивает ярлык. Однажды после контрольной, которую мой внук написал на тройку, учительница сказала ему: «Я от тебя ничего другого и не ожидала!» Сколько потом сил пришлось потратить, чтобы снять этот ярлык. Я считаю, что некоторые учителя тоже позволяют себе лишнее. Не верю в педагогов, пришедших в школу ради стажа и пенсии. Я верю в тех, кто любит и уважает каждого ребёнка, а не только отличника Петю.