Школы давно уже перестали быть местом исключительно для учебы. Воспитание, конфликты, личные переживания — все это кипит в классных кабинетах. Если к дракам среди детей мы кое-как привыкли, то потасовки между учителями и учениками - событие из ряда вон выходящее. Так случилось в Чистополе, где конфликт между трудовиком и несколькими учениками из обычного недопонимания перерос в прямое столкновение.«»
Подробности - в материале «АиФ-Казань».
Разные версии одной истории
В школе №16 Чистополя разразился конфликт, о котором говорят уже не только в Татарстане, но и за его пределами. По словам очевидцев, потасовка началась между учителем технологии и физкультуры и учеником седьмого класса. На поддержку младшему пришел ученик 11 класса и ситуация совсем вышла из-под контроля.
Одиннадцатиклассник утверждает, что преподаватель первым начал проявлять агрессию: «Он оскорблял и кричал, потом кинулся с кулаками. Я защищался». Противоположная версия — подростки спровоцировали конфликт. Учитель, которого коллеги описывают как профессионала с безупречной репутацией, сначала увещеваниями пытался справиться с непослушным учеником, но безуспешно, а подошедший старшеклассник лишь подлил масла в огонь.
«Алексей Геннадьевич - лучший учитель. Многие из нас участвуют под его наставничеством в различных олимпиадах. Он справедлив, но строг. Много теплых школьных воспоминаний связано именно с ним», - рассказывает выпускник школы Максим.
Что же произошло на самом деле, теперь выясняет проверка. Но одно уже ясно: конфликт стал результатом накопившихся противоречий, которые не смогли вовремя решить ни учителя, ни родители.
Школа или ринг?
Подобные инциденты поднимают главный вопрос - почему современная школа становится ареной для выяснения отношений? Причин, как отмечают эксперты, несколько:
Падение авторитета учителей. Детский омбудсмен Татарстана Ирина Волынец считает, что учителя больше не воспринимаются как несомненные фигуры уважения. «Дети позволяют себе ругаться матом, оскорблять, а иногда и угрожать преподавателям», — говорит она.
Отношение в семьях. Если дома родители критикуют учителя, обсуждая его ошибки или унижая его в присутствии ребенка, тот перенимает подобное отношение.
Стресс учителей. Постоянные нагрузки, высокая ответственность и нехватка поддержки превращают даже опытных педагогов в людей на грани срыва.
Как завершился конфликт?
После инцидента стороны пришли к соглашению. Претензий друг к другу больше нет, а учитель остался на своем месте. Мэрия города уточнила, что конфликт начался из-за грубого высказывания со стороны одиннадцатиклассника, при этом учителя не уволили, ограничившись лишь беседами. Однако Волынец считает, что примирение — это лишь временное решение. Вопросы остаются.
Уполномоченный по правам ребенка в Татарстане подчеркнула, что необходимо проводить профилактическую работу. Важно учить детей уважению, а учителей — контролю эмоций.
«Ситуация в Чистополе — это сигнал о том, что школы нуждаются в новых подходах к воспитанию. Возможно, настало время пересмотреть школьные уставы и добавить в них строгие пункты о недопустимости физической и словесной агрессии», - считает детский омбудсмен.
Школа не должна превращаться в поле битвы. Она — место, где ребенок учится общению, терпению и взаимному уважению, отмечает Ирина Волынец. Но для этого должны работать все: от мала до велика.
Как гласит татарская пословица - «Телгә үткен таштан үткен» («Язык острее камня»). Слово, сказанное с теплотой, способно предотвратить любой конфликт.