Набрали кредитов
На следующее утро после пожара возле первого павильона пахнет гарью. Время от времени начинает идти дым – внутри ещё что-то тлеет. Вокруг суетятся арендаторы, некоторые провели здесь всю ночь. Одни охраняют спасенный товар, ждут машины, чтобы увезти мешки домой. Другие, полностью лишившиеся имущества, не сдерживают эмоций. Пожилой женщине становится плохо. Сотрудник полиции вызывает врачей «скорой», дежурившей с другой стороны павильона.
- Пусть главный к нам выйдет! – требует мужчина под одобрительные крики толпы у субарендатора здания. – Пусть дадут письменные гарантии, что возместят потери! Арендную плату верните! Семью кормить нечем. Иначе дорогу перекроем вместе с детьми! Под машины ляжем!
- Выйдем! Перекроем! – поддерживают остальные.
- Стоило на один день плату задержать, так штрафовали сразу! – продолжает мужчина, начиная запинаться от волнения. – С этим строго было, звонили сразу и деньги требовали! А где были ваши работники вчера?!
Другие арендаторы начинают в один голос рассказывать, что во время ЧП не сработали ни сигнализация, ни система пожаротушения, а охрана пыталась справиться с огнем своими силами и не сразу вызвала пожарных.
Впрочем, некоторые продавцы успели попасть в задымленный павильон – в те ряды, что ещё не были охвачены огнем. У Эльмиры Ишметовой было две точки. Одна выгорела полностью. Из второй девушка сумела спасти часть товара.
Кто возместит убытки? | |
---|---|
Речь идет о миллиардах рублей убытков: это ущерб, нанесенный зданию плюс сгоревший товар. При этом в отличие от товара технополис был застрахован на сумму 100 млн долларов (3,1 млрд рублей). Остальное – риски самих предпринимателей. «Компания-оператор рекомендовала застраховать товар, но дело это добровольное, - пояснил Вадим Пестряков. Что будет с «Турой»? «Первый павильон технически невозможно восстановить, он будет снесён и отстроен заново. В июле должен открыться второй павильон, сегодня мы ускоряем работы, арендаторам из первого павильона будут предложены такие же места во втором павильоне. Уже на следующей неделе начнется возведение третьего павильона. Соответственно, те арендаторам, которые забронировали места во втором павильоне, потом переедут в восстановленный первый павильон». Вчера на экстренном брифинге было объявлено, что мэрия города поможет разместить предпринимателей на внутригородских рынках (речь о 1730 торговых местах) и обязуется сдержать рост арендной платы. Вице-премьер Асгат Сафаров заявил о компенсации части ущерба за счет бюджета республики. Вот только каков будет её размер, и согласны ли с таких распределением средств татарстанские налогоплательщики при всём их сочувствии к пострадавшим людям. |
- Об опасности не думала, - говорит она. – Тряпочку ко рту и внутрь. Запихивала в мешки всё подряд, чтобы не остаться вообще ни с чем. Вернусь ли сюда? Вряд ли. И так непросто было. Сначала господдержку обещали, не брать плату за первые месяцы. А как до дела дошло, всё оказалось частное.
Потери люди исчисляют миллионами – по два, по три, а то и по десять. Многие только взяли кредиты, чтобы закупить летний ассортимент. Последние дни завозили новый товар. Ждали покупателей. А ещё оптовиков, которые должны были приехать утром во вторник.
- У нас только кредит на три миллиона, - рассказывает Олег Чепаткин. – Только купальники привезли, хороший ассортимент сделали. Что дальше - непонятно. Полицейские списки составляли, кто чего лишился. Арендодатели людей спрашивали, согласны ли выйти работать во второй павильон, как сдадут. Но с чем выходить, если всё сгорело?
То, что пожар возник в санитарный день, когда покупателей не было, наводит на мысли о том, что произошедшее было неслучайным. Этой версии придерживаются и в самом технополисе. Более того, момент был выбран очень удачно – торговля пошла очень бойко и многие оптовики залезли в кредиты, чтобы закупить больше товара. «До самых последних дней и инвесторы, и арендаторы получали многочисленные угрозы от представителей криминальных кругов. Злоумышленники знали, что любая человеческая жертва переведет пожар из разряда местного события в ЧП федерального масштаба. Появление под Казанью нового современного торгового объекта сильно изменило привычную конфигурацию денежных потоков, которые во многом контролируются криминальными элементами», - заявил Вадим Пестряков, официальный представитель «Новой Туры». Однако арендаторов сейчас не слишком волнует, почему произошел пожар. Многие сомневаются, что был поджог. Больше склоняются к версии о чьей-то халатности и желании сэкономить на качестве. Многих настораживает, что днём перед пожаром в здании отключалось электричество.
- Хорошо, что в тот день не торговали, иначе были бы горы трупов, - уверена Эльвира Губайдуллина, лишившаяся товаров для детей на 3 с лишним миллиона. - Электрик нам сам говорил, что тут вся проводка китайская. Знаете, мы раньше на рынке на Нариманова работали. Нам твердили, что там не цивильно, отсутствует пожаробезопасность. Пару раз в отдельных точкачто-то действительно вспыхивало, но люди сразу тушили огонь своими силами. Серьезных ЧП не было. Сюда нас отправляли, обещая европейские условия. И что в результате?
Кто виноват?
Вице-премьер РТ Асгат Сафаров уже заявил о том, что имели место нарушения пожарной безопасности. Не сработала система пожаротушения, воды не хватало и ее приходилось черпать из озера, перекинув шланг через трассу. Сейчас на месте пожарища работают сотрудники испытательно-пожарной лаборатории, ведется дознание, поэтому о причине пожара станет известно позднее. При этом, как рассказал «АиФ-Казань» начальник отдела надзорной деятельности Зеленодольского района Радик Ардыханов, технополис не являлся объектом надзора инспекторов. «В связи с изменениями в федеральном законодательстве в 2007 г., в Градостроительном кодексе мы сейчас не участвуем в приёмке законченных объектов. По закону, после ввода в эксплуатацию мы имеем право через три года после сдачи прийти на объект с проверкой (предварительно согласовав это с прокуратурой). Также выяснилось, что электричество в технополисе было подключено без разрешения Ростехнадзора и ими в части электрики разрешения на ввод в эксплуатацию не выдавалось. За разрешением в надзорное ведомство обратились лишь в апреле, хотя объект работал с января. Поэтому вопрос, был ли это поджог или чья-то преступная халатность вкупе со спешкой при строительстве, остается открытым.
Справка. Технополис «Новая Тура» открылся близ Казани около 6 месяцев назад. Строить «Туру» начали еще в июне прошлого года. По задумке, в технополис со временем должны были переехать все вещевые рынки города. Кроме того, здесь планировалось обустроить парковку на 6688 мест, отель на 200 мест и пожарную часть. Первоначально инвесторы обязались вложить в проект 5 млрд рублей, однако по рассчетам необходимая сумма инвестиций составила 9 млрд рублей.
В материале использованы фотографии с сайта www.16.mchs.gov.ru