После двух кряду поражений в чемпионате казанский клуб ожидал старт в национальном Кубке, который в прошлом сезоне в какой-то момент стал чуть ли не главной целью «Рубина». Выход в Лигу Европы - приятный бонус для победителя этого турнира.
Самый сильный резерв в лиге
Вряд ли играя за «Арсенал» и «Барселону» Алекс Сонг предполагал, что когда-нибудь выйдет на игру 1/16 финала Кубка России против «Оренбурга». Оказалось, что и такое в карьере футболиста возможно, причем не в качестве железного игрока основы, а резервиста, которому дали шанс проявить себя. Скажем сразу, что ничего толкового у полузащитника сделать не получилось, хоть и отыграл он от свистка до свистка.
Вообще этот турнир, особенно на самых ранних своих этапах, для клубов высшего российского футбола дивизиона - скорее повинность, нежели приятный бонус. Отправлять основной состав на «лишнюю» игру в середине недели и лишать лидеров тонуса тренеры не любят, потому часто применяют ротацию и в ход идет так называемый резерв - игроки ближайшего запаса, к которым иногда присоединяются молодые воспитанники.
Вот и «Рубин» оставил лидеров дома: на игру не полетели, к примеру, Карадениз, Навас, Рыжиков - футболисты, которым в сумме больше века, зато с первых минут матч помимо камерунца начали такие «резервисты», как Лестьенн и Азмун. Кроме этого в центре защиты возникли потерявший игровую практику Бурлак и постепенно ее набирающий Сорокин, а в воротах впервые в форме «Рубина» дебютировал Сослан Джанаев. С оставшимся в запасе Рочиной этот резерв без преувеличения можно назвать сильнее доброй половины основ РФПЛ.
Беззубое нападение
Стадион «Газовик», что на окраине Оренбурга, с первых минут матча аншлага не собрал, зато для тех, кто пришел, жители местной команды выдали 20 жарких минут против претендента на Лигу Европы. Казанцам вроде и лететь на игру далеко не пришлось, но вялости и скованности в игре команды Бердыева хватало: вплоть до водопоя в середине тайма хозяева держали «Рубин» на его половине поля и не практически не давали пересечь центральную линию. Взять мяч под контроль не удавалось, потому приходилось отбиваться, причем даже мяч выбивать иной раз приходилось просто за боковую линию - большего прессингующий «Оренбург» сделать не позволял.
Даже во второй половине первого тайма, когда «Рубин» уже вел в счете, моментов с игры он не создавал. При счете 0:1 хозяева пошли вперед еще большими силами, что в теории позволяло играть на быстрых атаках, но и на это казанцы не сподобились. Что особенно странно, учитывая то, что контратаки - это хлеб для бердыевских команд, практически со всеми играющих вторым номером. Большой вопрос, почему в команде с таким подбором исполнителей игроки средней линии и атаки не считают нужным создавать опасность впереди. Вариантов передвижения мяча нет ни при позиционной атаке, ни при контрвыпадах.
Жемалетдинов и Лестьенн периодически неплохо брали игру на себя, но не покидает ощущение, что в этой формации футболисты пока что играют каждый сам по себе. Первого на подвиги не вдохновил даже его день рождения, второй очень старался, но даже по воротам бельгиец почти ни разу не пробил. Единственный раз это случилось на 4-й добавленной минуте и тогда у него не было возможности промахнуться: два Максима выбежали на одного вратаря и Канунников ассистировал Лестьенну. Ну а уж об Азмуне, который после своего возвращения за «Рубин» так ни разу и не отличился, уже все сказано. Моменты у иранца возникают в каждом матче и не один раз, да и в сборной Сердар забивает регулярно. Кажется, что такими темпами гол нападающего казанцы увидят не раньше товарняка сборных России и Ирана на «Казань Арене».
Стандарты - наше все
В таких условиях гости выждали и дождались стандартов: штрафной, а затем и угловой в середине первого тайма были разыграны по одинаковой схеме - подача на дальнюю штангу, скидка и удар, только если в первом случае мяч застрял в ногах футболистов, то во втором акцентированный удар удался Егору Сорокину. Юный защитник уже успел впечатлить своей игрой в защите на старте сезона, а теперь и голы начал забивать. Дебютный гол молодого по меркам российского чемпионата центрдефа практически наверняка для него не последний - игрок стремительно прогрессирует и вскоре обязательно всерьез заинтересует и тренерский штаб национальной сборной.
Вообще, такие голы - заслуга Ивана Данильянца, под руководством которого стандартные положения в «Рубине», кажется, доводятся до автоматизма на тренировках. Нередко можно увидеть, когда во время матча «Рубину» удается заработать угловой или штрафной, как место Бердыева на кромке поля тут же занимает старший тренер, который начинает руководить действиями игроков. Кто будет подавать, нужно ли его разыграть, кому и как расположиться в штрафной соперника - все расскажет и покажет Данильянц. Внимательный зритель уже мог заметить, насколько изощренно казанцы по ходу сезона подходят к этому аспекту игры, а уж после прошлого сезона, когда «Рубин» по полгода не забивал со стандартов, это вообще манна небесная.
Джанаев - в полном порядке
В условиях, когда свои особо не атакуют, зато чужие делают это с превеликим удовольствием, не скучал в составе «Рубина» Сослан Джанаев. Вратарь, травма которого выбила его на весь прошлый сезон и открыла всей стране талант Никиты Медведева, как никто соскучился по футболу и, наконец, получил шанс в игре Кубка. «Оренбург» действовал разнообразно - фланги, прострелы, подачи, дальние удары, так что устроить новичку проверку боем хозяевам удалось сполна. Ярче других получился эпизод в конце первого тайма, когда только реакция Сослана и его блестящее умение играть на линии ворот позволили казанцам уйти на перерыв, ведя в счете. Спустя почти тайм его своевременный выход из ворот и сокращение дистанции до выскочившего 1 на 1 игрока «Оренбурга» спасли Казань от дополнительного времени.
Джанаев - игрок совсем не молодой и на уровне РФПЛ выступает практически 10 лет, но на фоне, кажется, вечного Рыжикова даже он выглядит этакой свежей кровью. Сам трансфер этого игрока из «Ростова» едва ли виделся тренерскому штабу и самому игроку исключительно как переход скамеечника и второго номера. Как бы хорош ни был Рыжиков, он не молодеет и уже давно не так стабилен, как в те годы, когда он становился лидером сезона по «сухарям», а играть до старости даже живой легенде клуба вряд ли дадут. На 72-й минуте и в последнюю пятиминутку Сослан показал, что старший товарищ даже успел дать ему мастер-класс по разным способам немножко потянуть время, и следует ожидать, что место в воротах, по крайней мере, на матчи Кубка игрок будет получать. Теперь главное, чтобы этих игр было как можно больше.
Что с Кузьминым?
После возвращения в команду Бердыева капитанскую повязку успели поносить и Карадениз, и Рыжиков, и Цезарь Навас, но на матч с «Оренбургом» команду вывел Олег Кузьмин. В 2015 году он вывел сборную страны на чемпионат Европы и вся Россия пела дифирамбы возрастному защитнику. Кузьмину помешали травмы и появление Морица Бауэра, который вытеснил ветерана из состава при Грасии и смог доказать свою состоятельность при Бердыеве. Теперь Кузьмин появляется на поле в случае проблем с лимитом на легионеров либо, как в матче в Оренбурге, в качестве игрока подмены.
На «Газовике» капитан не жалел себя и шёл в единоборства, одна из которых закончилось для защитника гематомой и заплывшим глазом. Камеры, выхватывавшие крупные планы игрока, когда тот лежал за пределами поля и уже не мог продолжить игру, показали, как Кузьмин плачет. Вряд ли от боли, скорее от обиды и какого-то бессилия перед тем, что время не пощадило и его. Вспоминая Рыжикова и глядя на Олега, становится понятно, что скоро и последние отголоски той чемпионской команды перестанут появляться на поле и уступят дорогу молодым. Главное, чтобы до этого момента они успели передать свой опыт и вкус побед, которыми сами когда-то прониклись.
«Оренбург» (Оренбург) - «Рубин» (Казань) – 0:2 (0:1)
Голы: Сорокин, 29; Лестьенн, 90+4.
Предупреждения: нет
«Оренбург»: Фролов, Бегич, Малых, Андреев, Ойеволе, Васиев, Удалый, Воробьев, Георгиев (Серченков, 77), Попович, Дюриш (Делькин, 75).
«Рубин»: Джанаев, Сорокин, Бурлак, Кузьмин (Бауэр, 52), Сигурдссон, Сонг, Лестьенн, Оздоев, Азмун (Канунников, 66), Жемалетдинов (Рочина, 76).