Чтобы получить допуск на международные соревнования, в 2015 году единственный в России стендовый стрелок-колясочник Александр Сахарнов за два месяца освоил новую дисциплину трап (стрельба по летящим тарелочкам). И в конце октября во второй раз представит страну на Гран-при в Италии.
Но первопроходцем в стендовой стрельбе среди россиян с ограниченными возможностями здоровья житель Тетюш 40-летний Александр Сахарнов стал неожиданно для самого себя. Ещё будучи здоровым человеком, в школьные годы он тренировался в спортшколе в дисциплине скит. Юноша показывал неплохие результаты, даже получил звание кандидата в мастера спорта, но заниматься стрельбой профессионально не захотел. Всё изменилось шесть лет назад, когда мужчина получил тяжёлую производственную травму на сибирской стройке - упал с высоты, повредил позвоночник и пересел в коляску…
Вся сила в руках
- Александр, теперь-то вы можете назвать себя профессиональным спортсменом?
- Официально нет. Я буду считаться любителем, пока стендовая стрельба не станет паралимпийским видом. В 2015 году в Италии Международная федерация стрелкового спорта выразила надежду, что дисциплина трап войдёт в программу Паралимпиады-2020. Пришлось переключиться со скита на трап.
Это зрелищный вид спорта, но его нужно популяризировать. Гран-при в Италии - лишь первый шаг.
Год назад этот турнир принял до 60 стрелков из 10 стран. Среди них было около 25 колясочников. За границей даже любителей поддерживают, проводят для них множество соревнований. Мне же, чтобы повысить уровень, пришлось мериться силами со здоровыми спортсменами РФ. Летом на этапе Кубка России тренер из Пензы сказал, что тоже начнёт готовить парастрелков. Если ещё кто-то присоединится, то можно будет и в РФ проводить турниры среди инвалидов. Лишь бы Паралимпийский комитет РФ поддержал нашу инициативу.
- Колясочнику стрелять труднее, чем обычному спортсмену?
- Сложности есть. Я это понял, когда после травмы вернулся к любимому стенду. Переживал, смогу ли стрелять сидя. Когда стреляет здоровый человек, у него работают колени, корпус, а у мне приходится поворачиваться только корпусом. Скит на коляске освоить сложнее, чем трап. Ведь в трапе ружьё уже наготове, а в ските приклад должен висеть ниже бедра, так что реакция должна быть ещё быстрее. Нужна сила в руках. Так что главный совет, который дал мне чемпион мира Василий Мосин, - развивать руки, не забывать про эспандер, гантели. Само ружьё весит 3,5 кг, а у меня с руками проблемы, потому что пострадал шейный отдел позвоночника.
- Вы так легко рассказываете. Но ведь не все инвалиды готовы заниматься спортом, даже если будут тренеры и условия…
- У меня были навыки, а молодым людям, начинающим с нуля, гораздо сложнее. Самое трудное - начать. Говорят, что не хватает тренеров, но ведь для работы с инвалидами не нужны особые тренеры. Кто-то жалуется на доступность инфраструктуры, но, к примеру, в РТ много новых спорткомплексов с доступной средой. Я на себе проверил, что если проявить инициативу, то поддержка появляется. На стенде в Тетюшах я единственный колясочник, но там создали условия, сделали дорожки. Есть и финансовая поддержка, ведь стрельба - дорогой вид спорта.
Всё получается, если начать. Но большинству мешают страхи, сомнения в своих силах. Вот почему так мало спортсменов-инвалидов. Среди паралимпийских видов развит биатлон, лыжный спорт, баскетбол. Нужно продвигать и другие виды - теннис, лёгкую атлетику.
Такие соревнования проходят на уровне, но участвуют в них одни и те же спортсмены, которые пробуют свои силы в разных видах.
Например, на первенстве Татарстана среди инвалидов в Нижнекамске я занял второе место в толкании ядра. А ещё участвую в автопробегах для инвалидов, сам вожу машину. Такое разнообразие помогает поддерживать себя в форме, не «заржаветь».
Сам себе соперник
- Как вы восприняли новость о том, что сборную РФ не допустили к Паралимпиаде-2016?
- Есть такое выражение «главное - участие». Так вот российских паралимпийцев лишили не возможных наград, а именно этого главного. В отличие от здоровых спортсменов, инвалиды соревнуются не с соперниками из других стран, а сами с собой, чтобы не зацикливаться на своих травмах. Так что каждая победа - прежде всего победа над собой.
Понятно, что во всём замешана политика, но разве, кроме спортсменов с ограниченными возможностями, больше не на ком было отыграться? Чего стоит одна только допинговая кампания… Перед Рио нервы многих наших спортсменов были на пределе. Любой спортсмен готовится к соревнованиям загодя, целенаправленно. И когда начинаются эти «качели»: да - нет, поедешь - не поедешь, сохранять спокойствие трудно, от нервного напряжения случаются сбои. В результате многие выступили хуже, чем ожидалось. Думаю, и у нашего Василия Мосина тоже нервы сдали. Надеюсь, что к следующей Олимпиаде страсти поутихнут.
Я за «чистый» спорт. Считаю, что если человек раз попался на допинге, то его нужно дисквалифицировать бессрочно. Но страшно, что могут начаться перегибы. Увы, последние события это только подтверждают.
Это же смешно, когда здоровая гимнастка прикрывается тем, что с детства принимает лекарства из-за дефицита внимания, а именитые биатлонисты - сплошь астматики!
- Год назад в Италии вы заняли 16-е место. В этом году есть шанс на победу?
- Результаты стали лучше, так что тренер Виталий Вахтуров на меня рассчитывает. Он даже сделал для меня макет мишеней, на котором я тренируюсь дома. На листе отмечены траектории полётов тарелочек - низкая, высокая, полупрямая, прямая. Отрабатываю вхолостую наводку, нажатие на курок. Ведь мишени вылетают непредсказуемо, нужно развивать реакцию.
На Кубках РФ тренеры из других регионов меня молодым ребятам в пример приводят, мол, колясочник лучше вас стреляет. Но какой я пример?! Всем говорю: «Никогда не опускайте руки! Развивайтесь, стремитесь, и всё сбудется». У меня же сбылось: я занимаюсь любимым видом спорта, участвую в международных соревнованиях, чувствую себя здоровым. Ну, подумаешь, коляска! В жизни и не такое случается.