Как водители автобусов не любят колясочников и почему не нужно отговаривать ребёнка стать космонавтом, «АиФ-Казань» рассказала семикратная чемпионка России и трёхкратная чемпионка мира по армрестлингу среди инвалидов.Лилия Гайнуллина.
Тайная мечта
«Тренируюсь четыре раза в неделю по три часа, потом, ближе к соревнованиям, будет более интенсивный режим», - рассказывает Лилия. Она готовится к чемпионату мира по армрестлингу среди инвалидов, который пройдёт в октябре в Польше. На мировом первенстве-2010 в Лас-Вегасе казанская спортсменка завоевала сразу два золота – левой и правой рукой, победив свою давнюю соперницу Наталью Януто, а в 2015 году выиграла золото и серебро.
«Я втайне мечтала тоже поехать в Рио-де-Жанейро, - признаётся она. - Когда была в Бразилии, кинула монетку в океан. Но армрестлинг так и не сделали паралимпийским видом спорта. Но я ещё надеюсь побороться за олимпийскую медаль. Очень жаль, что паралимпийцев не пустили в Бразилию. Люди четыре года не видели детей, мужей, тренировались. Говорят, недоработала российская юридическая защита. Конечно, было здорово видеть гневное единение россиян после объявления об отстранении наших. С другой же стороны, вместо сотрясания воздуха на кухне правильнее было бы помочь соседу-инвалиду выйти из дома. Или спросить, может, надо продуктов купить в супермаркете?»
Пессимисты-нытики в спорте не задерживаются, и, возможно, позитив - один из секретов силы казанской чемпионки. «Нужно ценить то, что имеешь, ведь и в моём случае всё могло быть катастрофичнее», - делится Гайнуллина.
В первую очередь ей повезло с родителями.
«У меня очень сильная мама. Пережить трагедию, когда твой трёхлетний ребёнок попадает под трамвай, и не утонуть в жалости и чувстве вины… Она не оставила работу, а ко мне всегда была строгой. Требовала с меня почти столько же, сколько с сестры. Так что я девчонкой научилась делать всё по дому - вплоть до мытья полов. Четыре года я училась в «музыкалке» по классу фортепиано, затем стенографии, вождению автомобиля. Папе я тоже очень благодарна, что он не оставил нас, как это часто бывает. Он очень меня любил».
Она благодарна родителям и за то, что посещала обычную школу. Всё, что помогает включиться в общество - это хорошо, не надо бояться, что ребёнка обидят, считает она. Её главная опора сейчас семья - мама, муж, племянники и даже один внучатый племянник. И, конечно, тренер Равиль Галиуллин. Который «всё-всё» делает для победы.
«Тренеры вообще особые люди. Такую ответственность нести за подопечного! Тем более что армрестлинг связан с большими нагрузками: частота сокращений сердца во время состязания может быть в 2,5 раза выше, чем в покое. Переломы костей рук - обычное дело. Не знаю, смогла бы я быть наставником», - говорит Лилия.
Армрестлингом она начала заниматься поздно, в 20 лет, до этого были только любительские гонки на колясках. Влюбилась в этот спорт, когда на одном мероприятии увидела соревнования. Красиво, ярко, такой накал эмоций!
Тогда она не думала, что верхние ступеньки подиумов международных состязаний будут её. «Я читала интервью слепоглухого преподавателя психологии, профессора Александра Суворова, он пишет, что нельзя отговаривать ребёнка-инвалида от мечты стать космонавтом. Когда вырастет, сам всё поймёт, но уже чего-то достигнет».
Хотя спорт не был её мечтой, он дал неизмеримо много - общение, отсутствие изоляции от мира.
Колясочникам – красный свет
«Не будем уже о спорте, и вообще, я такая же, как все, - сворачивает тему Лилия. - Летом на даче цветы сажаю, за грядками ухаживаю, варю варенья-соленья. Зимой шью и вяжу».
О проблемах она тоже говорит неохотно, лишь потому, что может помочь кому-то. В Казани одна из самых больших трудностей - транспорт. Хотя автобусы оснастили специальными площадками, но, видя инвалида, водители стараются уехать, говорит она. Ведь это нужно выйти, с помощью специального ключа опустить платформу – для них потеря времени и денег. А в Америке без вопросов делают все это. Там на улицах колясочников очень много.
«Но если смотреть в динамике, то в плане доступности среды за десяток лет прогресс большой, - отмечает собеседница. - Раньше пандусы были редкостью. А сейчас я заезжаю в магазины шаговой доступности и в крупные торговые центры. Правда, очень мало туалетов для инвалидов, а места на парковке часто оказываются заняты». Кстати, за пандусы дома и в поликлинике пришлось побороться.
«Когда на улице нуждаешься в помощи, как ни печально, охотнее всего идут навстречу бабушки и мужчины под хмельком, - рассказывает Лилия. – Остальным не до того. Мне нравится западная деликатность в общении - на твои недостатки не обращают внимания, но ровно до того момента, когда тебе не понадобится помощь. А самая большая проблема для колясочников - это громоздкие отечественные коляски, которые раз в четыре года выдаёт государство. Так что те, кто хочет выезжать на улицу, покупают технику сами. Обходится коляска в 70 – 100 тысяч. Я уже 15 лет покупаю их за свои средства. Сколько казна сэкономила только на мне, так почему бы не выдавать деньгами, чтобы можно было добавить из своего кармана и купить качественную? Вот и сейчас нужно менять, и я не представляю как, ведь муж тоже инвалид».
Лилия и Алексей вместе уже 10 лет.
«Мы познакомились в санатории, - рассказывает он. - Лиля мне сразу понравилась – чудесным голосом, а ещё нереальной жизнерадостностью».
Спрашиваю у супругов, кто кого перебарывает в армрестлинге. «Конечно, Лиля! Мне далеко до её техники и стальных рук», - смеётся Алексей.