Почему спортивные объекты для инвалидов есть, а интереса нет? Об этом и не только «АиФ-Казань» расспросил председателя ФСО инвалидов РТ, директора республиканской детско-юношеской спортивно-адаптивной школы Фариду Сафиуллину.
ФСО (физкультурно-спортивное общество) инвалидов появилось в Татарстане в 1994 году. Оно было призвано объединить всех людей с ограниченными возможностями, которые хотели заниматься спортом.
Как уйти от массовости и прийти к мастерству
– На тот момент мы впервые в России объединили все категории инвалидов – по слуху, по зрению, с поражениями опорно-двигательного аппарата (ПОДА) и с интеллектуальными нарушениями (ЛИН), - вспоминает Фарида Идрисовна. - Всё началось с массовых мероприятий, фестивалей, но постепенно мы вышли на профессиональный уровень – появился календарный план, мы получили возможность заниматься не только спортивным оздоровлением, но и выявлять сильнейших на местных турнирах, а затем отправлять спортсменов на всероссийские и международные старты.
– Три года назад появилась республиканская адаптивная спортшкола. Что она изменила?
– Очень многое. ФСО – это общественная организация, тренеры в ней зачастую работают бесплатно – спортсмен вырастает, а дальше мы дать ему ничего не могли. Детско-юношеская спортивная школа, как бюджетная организация, имеет большие возможности – оплата, командировки, экипировка. В прошлом году 254 спортсмена входили в состав сборных РТ по всем видам спорта. Из них 54 человека – в составе сборных России. Сейчас они закреплены за Центром спортивной подготовки, но со следующего года их будет курировать школа.
– Получается, с детьми работает школа, а со взрослыми – ФСО?
– Да, спортсмена-инвалида удобнее вести со школы, ведь это такой же профессиональный спорт. ФСО – это праздники, фестивали, декады инвалидов, автопробеги, оздоровление. Благодаря этому мы реализуем принцип «от массовости к мастерству», когда человек может сделать следующий шаг в направлении спорта высших достижений. Всего по республике мы охватываем около 500 детей.
Почему особенных людей не нужно жалеть?
– В начале года мы радовались медалям Марты Зайнуллиной на Паралимпиаде. Кем мы ещё можем гордиться?
- Регулярные победы на международных стартах одерживает инвалид по слуху Иван Пакин. В прошлом году он привез россыпь медалей с Сурдлимпийских игр. Иван занимается лёгкой атлетикой – прыжком в длину, тройным прыжком и бегом. В начале ноября парабадминтонисты Олег Донцов и Павел Куликов стали призёрами чемпионата Европы. У нас очень много спортсменов-инвалидов – мастеров спорта международного класса, имеющих достижения уровня чемпионата мира или Европы. Вот только это неолимпийские виды спорта – армспорт, шашки, шахматы, пауэрлифтинг. Они уже достигли своего потолка.
– В спорте высших достижений важно, чтобы спорт был официально признан олимпийским…
– У нас точно так же. Здесь, как и в любом профессиональном спорте жесткие требования к спортсмену. Есть перечень заболеваний (20 наименований), которые противопоказаны для занятий спортом. С одной стороны, на базе школы нам бы культивировать те виды спорта, которые являются олимпийскими, и на соревнования отправлять по ним же – это если мы говорим о спорте высших достижений. Но и обидеть кого-то мы не можем, поэтому проводим соревнования по тем видам спорта, где набираются участники.
– Скандалы с недопуском на Игры в Пхенчхане коснулись и паралимпийцев. Отношение людей к этому было даже более недоумевающее…
– С этой стороны, жалко спортсменов, потому что они не по своей вине многие оказались участниками скандала. А с другой стороны, распространено отношение: «Ой, инвалид бежит, бедняжка» или, наоборот, «Вот молодец!». Он профессиональный спортсмен, получает за свои результаты достойную зарплату. Спорт высших достижений перестает быть просто преодолением себя. Так что не надо жалеть спортсменов-инвалидов.
Где очереди?
– Сейчас почти все строящиеся объекты спорта оборудуют для инвалидов. Это даёт плоды?
– Да, их ждёт доступная среда, вот только очереди инвалидов нет. Ему сначала из дома выйти надо, доехать, купить абонемент, а после самого себя «погнать». Наиболее острая проблема – с инвалидами-«опорниками». Не доходят.
Нужно в каждом районе закрепить спортивное сооружение, школу, зал, куда они бы могли приходить. В Казани и многих городах РТ в спорткомплексах есть часы, в которые инвалиды могут прийти и бесплатно позаниматься с инструктором или специалистом. Но не все готовы идти на такие шаги даже при наличии оборудования.
– Как тогда происходит работа с инвалидами, как они узнают о таких возможностях?
- Мы регулярно проводим автозабеги, встречи в городах и районах РТ, но приходят на них те, кто уже бывал на них – новых лиц почти не видно. Проблема в том, что информация о людях с инвалидностью закрытая, но если на местах начнут появляться люди, которые поймут важность привлечения взрослых и детей к массовому спорту, ситуация заметно улучшится. Сейчас для детей мы открываем филиалы спортшколы. С начала года работают отделения в Челнах и Альметьевске, с 1 сентября открылись школы в Сабах, Лаишеве и Мамадыше. Там сейчас почти 150 учащихся. Это районы, где работа с инвалидами поставлена хорошо.
Мечтаем об открытии отделений в Нижнекамске, Азнакаеве, Балтасях, Актаныше. Мне жалко тех, кто лежит дома и не знает, какая у него есть возможность. А вдруг это потенциальный чемпион, а мы друг о друге не знаем! Мы очень надеемся, что в ближайшем будущем наладим системную работу. Мы со своей стороны ищем пути к людям, которых мы могли бы привлечь - я оставляю визитки в массажных кабинетах, реабилитационных центрах, лечебных учреждениях. Оттуда сразу же нужно вести их на физкультуру! Когда вижу на улице человека-инвалида, я к нему подхожу и говорю: «Приходи».
– И как люди реагируют?
– Не хотят. Сейчас у людей такой образ, что, имея гаджеты, многим можно заняться, не выходя из дома. Они остаются потребителями на всю жизнь. Не каждые мама или папа могут сказать ребёнку: «Нет руки? Тогда делай что-нибудь второй!».
– В чём особенность работы со спортсменами-инвалидами?
– Если говорить о профессиональном спорте, то отношения выстроены, как и с обычными спортсменами, есть нацеленность на результат. Хотя у инвалида порою есть свои капризы. Когда я выезжаю я с ними на соревнованиями, я несу их сумки. А на троих этой клади может быть до 150 кг. Это нормально? Можно повесить что-то себе на шею, через плечо сумку перекинуть, но даже не думают, хотят, чтобы за ними ухаживали.
– И как такие моменты учитываются во время общения с этими спортсменами?
– Люди поначалу стесняются своей инвалидности, что они не так выглядят, не так говорят – это нормально. У детей это проходит с первыми выездами. Конечно, тренеры и специалисты должны это понимать и не кричать на них «Ну что ты там волочишься?», а идти рядом, разговаривать с ними, подбадривать. Благодаря этому они должны осознать, что такие же, как и мы. Это важно в первую очередь для них самих.