На Олимпийских играх в Южной Корее завершились выступления спортивных пар в фигурном катании. Золото досталось представителям Германии - Алене Савченко и Брюно Массо, а россияне Евгения Тарасова и Владимир Морозов стали лишь четвертыми. Впервые за полвека наши спортсмены остались без медалей в парном катании.
О том, почему так получилось, «АиФ-Казань» поговорил с родственниками Евгении Тарасовой.
«Прямой эфир не смотрела»
Блестящий прокат Тарасовой и Морозова в короткой программе 14 февраля дал надежду поклонникам российского фигурного катания на медали. К тому же ребята стали серебряными призерами в командных соревнованиях.
Однако Олимпиада – сложнейшее испытание не только с точки зрения конкуренции, но и психологии. Когда делегация фигуристов попала под санкции прямо перед Играми (отстранили Ксению Столбову и Ивана Букина), стало понятно - легко не будет.
После короткой программы отставание от лидеров – китайского дуэта - составляло менее балла. И промежуточный второй результат давал реальные шансы на медали.
В произвольной россияне вышли на лёд самыми последними и не справились с волнением. Допустили ошибки в выбросах, сделали прыжок не того уровня сложности. Мама Евгении, Татьяна Тарасова (не путать с именитым тренером, однофамилицей Татьяной Анатольевной Тарасовой), признается: в прямом эфире смотреть выступления не смогла - очень переживала.
«Я всегда смотрю в записи, так как очень сильно переживаю. Мы тут в Казани всей семьей смотрим - старшая дочь, бабушка», - рассказывает Татьяна Александровна.
«Никогда не смотрим онлайн, только после - у нас это семейная традиция. Даже на связь с ней выходим только после выступления, потому что Женя настраивается, никто ее не отвлекает», - поддерживает разговор сестра фигуристки Валерия, которая в детстве вместе с Евгенией начинала заниматься этим видом спорта.
«Конечно, после мы с ней созвонились, поддержала я ее, но все, наверное, видели, как она закрыла лицо руками на объявлении оценок... Спорт есть спорт, нервы есть нервы, что тут скажешь», - добавляет Татьяна, улыбаясь со слезами на глазах.
Те же, кто выступление фигуристов смотрел, могли заметить - главная российская пара вышла на лёд зажатой, а задорный аккомпанемент это впечатление только усилил. Казалось, они не успевали за музыкой.
«Ну ничего, все впереди. Дуб, орех или мочало - начинаем все сначала - я ей так и сказала. Не знаю, когда увидимся, надеюсь, пораньше смогут приехать после Олимпиады. Им ещё на показательных обязательно нужно выступить», - говорит мама спортсменки.
«Но как обидно! На тренировках ведь все получалось, а вышли и... И ведь совсем не те элементы, от которых можно было ожидать ошибки! Канадская пара выступила ужасно, в короткой программе им на два балла повысили оценку абсолютно ни за что. Судьи специально моргают, видимо, когда у них ошибки», - подключается к разговору бабушка Любовь Александровна. Именно она в свое время привела совсем еще юную девочку в фигурное катание.
«Канадцам помогали, нашим, естественно, нет»
После паузы, которую взяли сочинские чемпионы Татьяна Волосожар и Максим Траньков, место лидеров оставалось свободным. «Рыжики» (так любовно зовут пару Тарасова-Морозов болельщики, - прим.авт.) прибавляли старт за стартом: золото чемпионата Европы-2017, бронза чемпионата мира-2017, снова золото ЧЕ-2018. К Олимпиаде они фактически подошли в статусе первой российской пары. Однако срыв короткой программы на домашнем континентальном турнире стал первым звоночком.
На Олимпиаде после короткой программы 14 февраля у Владимира и Евгении были шансы на золото при безупречном прокате и ошибках соперников, но даже если отбросить проблемы с психологическим состоянием, которое было очевидно всем, были и другие причины.
Произвольная программа у ставших чемпионами немцев была сложнее – в ней были несколько элементов «ультра-си» - высшей категории сложности. И откатали они ее идеально. Отсюда и новый мировой рекорд – 235,90 балла.
Канадцы Дюамель-Редфорд сделали четверной выброс. У россиян был лишь один такой элемент - четвертная подкрутка, но и та была сделана с помаркой. Вместо тройного сальхова ребята сделали лишь двойной, а это сразу минус несколько баллов.
«Савченко и Массо получили свою медаль абсолютно заслуженно - они откатали идеально, но по-честному Женя с Володей должны были быть с бронзой, - считает генеральный секретарь Федерации фигурного катания РТ, вдова первого тренера спортсменки Елена Тарасова. - Канадцам «подсуживали» еще в короткой программе. Так бы у наших ребят был задел и даже с двумя ошибками в произвольной они должны были брать бронзу. Канадцам помогали, нашим, естественно, нет».
Впрочем, это поклонникам фигурного катания известно давно – хочешь медаль, катайся безупречно, ошибок не простят.
Получить «деревянную медаль» обидно, но не будем забывать, что, во-первых, ребята – дебютанты этих Игр. А во-вторых, - они серебряные призеры в командных соревнованиях, и уедут из Кореи не с пустыми руками. Та же Алена Савченко выступала на четырех Олимпиадах и шла к своей золотой медали 28 лет, трижды поменяла партнеров и даже страну. Выступала за Украину со Станиславом Морозовым, затем переехала в Германию и встала в пару Робином Шолковы, а после бронзы в Сочи ушла от него к Брюно Массо. Любопытно, что Робин сейчас – один из тренеров Жени и Володи.
И, пожалуй, самым верным выводом здесь будут слова, которыми мама успокивает свою дочь, фигуристку Тарасову: начинаем все сначала.