Татары известны своим гостеприимством. И связано оно, в первую очередь, с обычаем пить чай. О том, почему татары боялись пить чай и как распробовали этот напиток, рассказывает кандидат исторических наук, доцент Казанского федерального университета, этнограф питания и культуролог Руслан Бушков.
Чай заваривался очень густо и пился сильно горячим с примесью молока или с пастилой, медом, сахаром вприкуску.
Художник, писатель и краевед Эдвард Турнерелли, посетивший Казань в XIX веке, признавался, что такого вкусного чая он не пил нигде в Европе.
Татарское словосочетание «чэйгэ чакыру» — «пригласить на чай» - вошло в обиход казанских татар еще с середины XVIII века. Приход гостя обязательно сопровождался чаепитием вне зависимости от времени дня. Некоторые женщины настолько любили ходить в гости почаевничать, что появилась поговорка «Научилась пить чай — позабыла пряжу».
Как все начиналось?
До появления чая русское население Казани пило узвар (напиток из сушеных фруктов и ягод, томленных в тепле) и сбитень (напиток из воды, меда и пряностей). Татары же употребляли молоко – зимой в горячем, а летом – в холодном виде, а также кисломолочные напитки вроде катыка или айрана.
О чае в нашем крае узнали гораздо раньше, чем на остальной территории России. Дело в том, что татары активно участвовали в торговых и дипломатических отношениях, много путешествовали, поэтому эта восточная традиция чаепития им была известна издавна. К слову, именно татарский язык был языком дипломатии с восточными странами.
Как водится, нововведение сначала воспринимали с опаской, а потом – в качестве лечебного средства. Со временем он пришелся по душе, и прежде всего - купцам и мусульманскому духовенству.
Напиток для избранных
Подавали его по праздникам, так как стоил он очень дорого. «Лето на душе дарит чай, но денег требует ай-яй» – родилась татарская пословица. Чай появляется в баитах, пословицах и поговорках.
А поэт Габдрахим утыз-Имяни аль-Булгари (1754–1834 гг.): даже сочинил «Хвалебный стих чаю со сливками».
Чай желаете пить – возьмите
Воду из озера Каусар.
Как румянец прекрасной девы
Цвет его нежен и ал.
Вкус – несравненный, его не отыщешь
И в самых богатых садах.
Тот, кто не пробовал – жизнью обижен,
Будь повелитель он Рума, будь падишах.
К XIX веку чаепитие настолько вошло в быт казанских татар, что без него невозможно было представить ни один праздник. И уж, конечно, без чая никак не могла обходиться свадьба. Предпочтение отдавалось самым ароматным и вкусным цветочным черным чаям, которые получались из верхних листочков чайного куста.
Для чая – чашка «чынаяк»
Каждый зажиточный горожанин старался обзавестись самоваром и покупал дорогие чайные приборы из фарфора. Специально для татар выпускались даже специальные чайные наборы. Даже чашки назывались «чынаяк» - как бы в память о Китае, откуда чай попал к ним.
«Для чаепития у татар употребляются специальные маленькие чашечки, низкие с закругленным дном с блюдцами, которые изготовляются на заводах специально для татар, - писал казанский этнограф Н.И. Воробьев. - Чашки эти очень удобны для лиц, любящих горячий чай, а татары всегда пьют его горячим и ежели, например, гость заговорился и не выпил поданной ему чашечки, то считается необходимым чашку переменить, чтобы гость не пил остывшего чая.
Заметим, используемые в казанских трактирах граненые стаканы среди татар не получили распространения.

Пили казанские татары чай с медом, молоком, курагой, черносливом, пастилой, а также различными кушаньями, составившими целый набор «чэй ашлары» (блюда к чаю). А в русских семьях предпочитали чай с вареньем.
«Во время больших праздников порядок принятия пищи нарушался. Даже в среде обеспеченных семей ели весь день с гостями, так что самовар и праздничная еда не сходили со стола», - отмечал в XIX веке первый «бытописатель» татар – Карл Фукс.

Путь чая
Торговать чаем в Москве и Казани стали лишь в 70-е годы XVII века. Его везли на верблюдах и лошадях через Монголию. Путь далёкий – 11 тысяч вёрст, и долгий – чуть ли не целый год. Упаковывался чай в деревянные ящики, выложенные изнутри оловянными листами, а снаружи покрытые плотным слоем лака. Ящик «наряжали» в три рубашки: обклеивали плотной бумагой, оплетали бамбуком, обшивали шкурами. Места швов перекрывались для полной герметичности дважды, чтобы чаю нипочём был и дождь, и зной, и холод.
Привозился чай в основном из Кяхты – пограничного российского городка на границе с Китаем, куда он поставлялся китайскими чаеторговцами. Торговля вплоть до конца XIX века была меновой: русские купцы меняли чай на сукно и сафьян, меха соболей, горностая, кожу.
«На двух заводах Юнусова, на двух Апанаева и на заводе Усманова выделяются ежегодно до 15 0000 козлов, посылаемых в Кяхту», – отмечал Карл Фукс в книге «Казанские татары в статистическом и этнографическом отношениях».
Его «знакомый татарский мещанин» по всей губернии скупал «меха беличьи, горностаичьи, норковые и других малых зверьков, кои в великом множестве отправлялись в Кяхту».
Драгоценный товар через Сибирь попадал на Мензелинский рынок, один из крупнейших во всем регионе, и уже оттуда – в Казань и на знаменитую Нижегородскую ярмарку. Москва в маршруте появлялась только потом. Неудивительно, что казанцы были избалованы хорошим чаем. Более того, город называли чайной Меккой России. В определенном смысле так и было. Жители татарских слобод предпочитали покупать чай на Сенном базаре и Гостином дворе, где он являлся одним из ходовых товаров.

Татарское чаепитие по-деревенски
Так как город обычно перенимал новшества первым, в деревню этот напиток пришел позже. В татарской деревне получил распространение плиточный «такта чай».
Его пили очень крепким и с молоком, чтобы смягчить горьковатый привкус. По приятному кремовому цвету он напоминал катык, столь любимый татарами. Может быть, именно такое употребление «такта чая» и дало начало традиции употреблять напиток с молоком. Только когда пьют чай по-татарски, молоко добавляется в чай.
В татарских деревнях получил распространение «алма чай» – с сушеными яблоками, с душицей «матрюшкэ», мятой и мелиссой. Иногда чай заменялся суррогатами из сушеной малины, смородиновых листьев.
Кстати, сейчас в Казани демонстрируют туристам не только китайскую чайную церемонию, но и татарскую. Но ее только предсоить разработать в соответствие с народными традициями.
Правила комментирования
Эти несложные правила помогут Вам получать удовольствие от общения на нашем сайте!
Для того, чтобы посещение нашего сайта и впредь оставалось для Вас приятным, просим неукоснительно соблюдать правила для комментариев:
Сообщение не должно содержать более 2500 знаков (с пробелами)
Языком общения на сайте АиФ является русский язык. В обсуждении Вы можете использовать другие языки, только если уверены, что читатели смогут Вас правильно понять.
В комментариях запрещаются выражения, содержащие ненормативную лексику, унижающие человеческое достоинство, разжигающие межнациональную рознь.
Запрещаются спам, а также реклама любых товаров и услуг, иных ресурсов, СМИ или событий, не относящихся к контексту обсуждения статьи.
Не приветствуются сообщения, не относящиеся к содержанию статьи или к контексту обсуждения.
Давайте будем уважать друг друга и сайт, на который Вы и другие читатели приходят пообщаться и высказать свои мысли. Администрация сайта оставляет за собой право удалять комментарии или часть комментариев, если они не соответствуют данным требованиям.
Редакция оставляет за собой право публикации отдельных комментариев в бумажной версии издания или в виде отдельной статьи на сайте www.aif.ru.
Если у Вас есть вопрос или предложение, отправьте сообщение для администрации сайта.
Закрыть