Примерное время чтения: 9 минут
9963

Сначала боялись, потом лечились. История татарской чайной церемонии

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 22. АиФ-Татарстан 31/05/2017 Сюжет Знаменитые татарстанцы
Чайные традиции пришли к нам с Востока.
Чайные традиции пришли к нам с Востока. / Мария Зверева / АиФ

Татары известны своим гостеприимством. И связано оно, в первую очередь, с обычаем пить чай. О том, почему татары боялись пить чай и как распробовали этот напиток, рассказывает кандидат исторических наук, доцент Казанского федерального университета, этнограф питания и культуролог Руслан Бушков.

Чай заваривался очень густо и пился сильно горячим с примесью молока или с пастилой, медом, сахаром вприкуску.

Художник, писатель и краевед Эдвард Турнерелли, посетивший Казань в XIX веке, признавался, что такого вкусного чая он не пил нигде в Европе.

Татарское словосочетание «чэйгэ чакыру» — «пригласить на чай» - вошло в обиход казанских татар еще с середины XVIII века. Приход гостя обязательно сопровождался чаепитием вне зависимости от времени дня.  Некоторые женщины настолько любили ходить в гости почаевничать, что появилась поговорка «Научилась пить чай — позабыла пряжу».

Как все начиналось?

Татарки могли чаевничать часами.
Татарки чаевничали часами. Фото: Из личного архива Руслана Бушкова.

До появления чая русское население Казани пило узвар (напиток из сушеных фруктов и ягод, томленных в тепле) и сбитень (напиток из воды, меда и пряностей). Татары же употребляли молоко – зимой в горячем, а летом – в холодном виде, а также кисломолочные напитки вроде катыка или айрана.

О чае в нашем крае узнали гораздо раньше, чем на остальной территории России. Дело в том, что татары активно участвовали в торговых и дипломатических отношениях, много путешествовали, поэтому эта восточная традиция чаепития им была известна издавна. К слову, именно татарский язык был языком дипломатии с восточными странами.

Как водится, нововведение сначала воспринимали с опаской, а потом – в качестве лечебного средства. Со временем он пришелся по душе, и прежде всего - купцам и мусульманскому духовенству.

Напиток для избранных

Подавали его по праздникам, так как стоил он очень дорого. «Лето на душе дарит чай, но денег требует ай-яй» – родилась татарская пословица. Чай появляется в баитах, пословицах и поговорках.

А поэт Габдрахим утыз-Имяни аль-Булгари (1754–1834 гг.): даже сочинил «Хвалебный стих чаю со сливками».

Чай желаете пить – возьмите
Воду из озера Каусар.
Как румянец прекрасной девы
Цвет его нежен и ал.
Вкус – несравненный, его не отыщешь
И в самых богатых садах.
Тот, кто не пробовал – жизнью обижен,
Будь повелитель он Рума, будь падишах.

К XIX веку чаепитие настолько вошло в быт казанских татар, что без него невозможно было представить ни один праздник. И уж, конечно, без чая никак не могла обходиться свадьба. Предпочтение отдавалось самым ароматным и вкусным цветочным черным чаям, которые получались из верхних листочков чайного  куста.

Для чая – чашка «чынаяк»

Каждый зажиточный горожанин старался обзавестись самоваром и покупал дорогие чайные приборы из фарфора. Специально для татар выпускались даже специальные чайные наборы. Даже чашки назывались «чынаяк» - как бы в память о Китае, откуда чай попал к ним.

Татары тоже пользовались самоварами. Фото: Из личного архива Руслана Бушкова.

«Для чаепития у татар употребляются специальные маленькие чашечки, низкие с закругленным дном с блюдцами, которые изготовляются на заводах специально для татар, - писал казанский этнограф Н.И. Воробьев. - Чашки эти очень удобны для лиц, любящих горячий чай, а татары всегда пьют его горячим и ежели, например, гость заговорился и не выпил поданной ему чашечки, то считается необходимым чашку переменить, чтобы гость не пил остывшего чая.

Подаются к столу и чайные ложки — балкашык. Молоко подается большей частью в чашке типа полоскательной. Чай обычно наливает хозяин и, спросив о согласии, сам же наливает молока. Чай заваривается очень крепкий, и его держат все время над самоваром. Татары ставят чайник прямо на трубу. Поэтому употребляются и чайники, приспособленные именно для такого стояния на самоваре. Самовары бывают у всех, и продажа самовара считается признаком величайшей бедности, так как у бедняков все приемы пищи производятся с чаем».

Заметим, используемые в казанских трактирах граненые стаканы среди татар не получили распространения.

Чай подавали с татарскими лакомствами.
Чай подавали с татарскими лакомствами. Фото: АиФ/ Мария Зверева

Пили казанские татары чай с медом, молоком, курагой, черносливом, пастилой, а также различными кушаньями, составившими целый набор «чэй ашлары» (блюда к чаю). А в русских семьях предпочитали чай с вареньем.

«Во время больших праздников порядок принятия пищи нарушался. Даже в среде обеспеченных семей ели весь день с гостями, так что самовар и праздничная еда не сходили со стола», - отмечал в XIX веке первый «бытописатель» татар – Карл Фукс.

Чаепитие в доме Боратынских.
Чаепитие в доме Боратынских. Казань, 1900-1910-х Фото: Из личного архива РУслана Бушкова.

Путь чая

Торговать чаем в Москве и Казани стали лишь в 70-е годы XVII века. Его везли на верблюдах и лошадях через Монголию. Путь далёкий – 11 тысяч вёрст, и долгий – чуть ли не целый год. Упаковывался чай в деревянные ящики, выложенные изнутри оловянными ли­стами, а снаружи покрытые плотным слоем лака. Ящик «наряжали» в три рубашки: обклеивали плотной бумагой, оплетали бам­буком, обшивали шкурами. Места швов перекрывались для полной герметичности дважды, чтобы чаю нипочём был и дождь, и зной, и холод.

Привозился чай в основном из Кяхты – пограничного российского городка на границе с Китаем, куда он поставлялся китайскими чаеторговцами. Торговля вплоть до конца XIX века была меновой: русские купцы меняли чай на сукно и сафьян, меха соболей, горностая, кожу.

«На двух заводах Юнусова, на двух Апанаева и на заводе Усманова выделяются ежегодно до 15 0000 козлов, посылаемых в Кяхту», – отмечал Карл Фукс в книге «Казанские татары в статистическом и этнографическом отношениях».

Его «знакомый татарский мещанин» по всей губернии скупал «меха беличьи, горностаичьи, норковые и других малых зверьков, кои в великом множе­стве отправлялись в Кяхту».

Драгоценный товар через Сибирь попадал на Мензелинский рынок, один из крупнейших  во всем регионе, и уже оттуда – в Казань и на знаменитую Нижегородскую ярмарку. Москва в маршруте появлялась только потом. Неудивительно, что казанцы были избалованы хорошим чаем. Более того, город называли чайной Меккой России. В определенном смысле так и было. Жители татарских слобод  предпочитали покупать чай на Сенном базаре и Гостином дворе, где он являлся одним из ходовых товаров.

На ярмарке у Гостиного двора чай был одним из самых ходовых напитков. Фото: Public Domain

Татарское чаепитие по-деревенски

Так как город обычно перенимал новшества первым, в деревню этот напиток пришел позже. В татарской деревне получил распространение плиточный «такта чай».

Его пили очень крепким и с молоком, чтобы смягчить горьковатый привкус. По приятному кремовому цвету он напоминал катык, столь любимый татарами. Может быть, именно такое употребление «такта чая» и дало начало традиции употреблять напиток с молоком. Только когда пьют чай по-татарски, молоко добавляется в чай.

В татарских деревнях получил распространение «алма чай» – с  сушеными яблоками, с душицей «матрюшкэ», мятой и мелиссой. Иногда чай заменялся суррогатами из сушеной малины, смородиновых листьев.

Кстати, сейчас в Казани демонстрируют туристам  не только китайскую чайную церемонию, но и татарскую.  Но ее только предсоить разработать в соответствие с народными традициями.

Кстати
Как татарки ходили в гости? Карл Фукс описывал так: «Татарка, собирающаяся в 5 часу идти в гости, в женскую компанию, наряжается следующим образом: сперва моет все свое тело, потом надевает новую чистую рубаху, натирает свое лицо очень густо белилами и самыми яркими китайскими румянами, всячески старается начернить брови, особенно ресницы, чтоб глаза получили более яркости; затем чернит зубы и обмывает ногти составом из персидского порошка, сделанном из сухих бальзаминовых цветов (хна), и стертым с квасцами. Этот состав в несколько часов красит ногти в оранжевый цвет. После этого наряжается она уже в свое праздничное платье и не забывает пустить несколько капель розового масла на грудь. Таким образом, отправляется она в повозке в гости".

Оцените материал
Оставить комментарий (1)

Также вам может быть интересно

Загрузка...

Топ читаемых

Самое интересное в регионах