Примерное время чтения: 9 минут
5497

Клеш, сапоги-чулки и лампочки в брюках. Каким был гламур 70-х и 80-х в СССР

В 70-х было модно носить все яркое и блестящее.
В 70-х было модно носить все яркое и блестящее. АиФ

Брюки клеш, очки-капли, блестящие плащи и тяжелые платформы – вот образ советской молодежи середины 1970-х годов. В это время вошло в моду все яркое, вычурное и эксцентричное. Главной чертой стиля стало сочетание нескольких направлений: хиппи, диско, панк и унисекс. Сегодня, когда мы смотрим по телевизору старые записи с концертов или фильмы, нам эта мода может казаться странной, даже нелепой. Однако люди «брежневской поры» так не считали. Желая выделиться из толпы и быть в тренде, они шили себе одежду самостоятельно, копируя модные новинки из журналов.

Пока дизайнеры с мировым именем переосмысливают 1970-е и 1980-е, «АиФ-Казань» рассказывает об истоках этой моды и ее интерпретациях в СССР.

 Что было в моде?

По словам директора музея Социалистического быта Рустема Валиахметова, в преддверии Олимпийских игр-1980 магазины в СССР заметно «оживились». На прилавках появилась одежда из синтетической ткани, куртки из фловерлака и очки-капли. Безусловно, изначально все эти предметы стоили дорого. Например, купить нейлоновую рубашку или чулки мог далеко не каждый. Поэтому мужчина, идущий по улице в таком образе, считался обеспеченным. Куртки из фловерлака, которые блестели на свету, изначально были писком моды. Однако спустя несколько лет одежду из лакированной кожи начали выпускать в большом объеме, а мода на нее прошла. Тогда эти куртки стали носить в селах и деревнях, и она превратилась в спецовку трактористов.

Эта куртка из фловерлака блестела на свету. Фото: АиФ

Самым популярным и доступным аксессуаром были очки. Причем выпускали оправы как с натуральными стеклами, так и пластмассовыми. Оправы старались выбирать цветные с перламутровым отливом и крупные, украшенные блестками. Но больше всего модники хотели иметь очки-капли с наклейкой ITALY. Именно она вызывала восторг и зависть советских граждан. Ее наклеивали даже на очки, сделанные в СССР.      

Очки были самым доступным аксессуаром. Фото: АиФ

Джинсовая ткань тоже вошла в моду в начале 1970-х и стала иконой стиля. Особенно популярными среди женщин были джинсовые юбки, куртки и сами джинсы. Однако они были недоступны обычным людям. Стоили джинсы примерно как две зарплаты рабочего. В нашей стране их не выпускали в большом объеме и этому есть объяснение: одежду, теряющую цвет, запрещено было производить по ГОСТу. Поэтому советские граждане старались привозить их из-за границы (Польши, Болгарии), либо покупали на «черном рынке». Люди, достававшие такие вещи, как известно, назывались фарцовщиками.

Джинсы были модными, но недоступными. Фото: АиФ

Особенно полюбился в СССР крой клеш. Размах его достигал 30 сантиметров и должен был быть не менее 21 сантиметра. Некоторые особо истовые «клешисты» даже вставляли клинья внизу брюк, чтобы клеш был эффектнее. Под такие брюки мужчины предпочитали туфли с широким каблуком и рубашки с удлиненными уголками воротников. Женщины предпочитали их носить с блузками и водолазками, которые часто надевали под жилет.

«Особенно модно было нашивать по краю клеш монеты или косички из ткани, - вспоминает жительница Казани Людмила Борисенко. – Еще старались брюки и джинсы не подшивать, а оставлять бахрому, но это и сейчас делают».

Клеш особенно полюбился в СССР. Фото: АиФ 

У женщин в тренде также были юбки-годе – это прямой, расклешенный к низу крой, разноцветные батники, водолазки, называемые в народе «макаронками», олимпийки,  плащи с крупными пуговицами в два ряда, шапки и шарфы из мохера.
«Длина платьев была разнообразной. Например, юбки-годе - чаще по колено, а в школе мы любили мини. Носили форму, едва прикрывающую что-то. Но не с каблуками, а с кедами и гольфами. Помню, как ругался наш физрук! Он говорил, что ему стыдно за нами подниматься по ступенькам», - говорит Людмила Борисенко.

О моде люди узнавали из журналов. Фото: АиФ

Несбыточная мечта советских женщин

Олицетворением моды середины 70-х стали сапоги-чулки. Все модницы того времени пытались их заполучить. Сапоги с мягкими голенищами, натягивающимися подобно чулкам и плотно облегающими ноги, были длиной до колена с невысоким, широким каблуком. Цвета - черные, коричневые. Изначально такая обувь стоила дорого, позволить себе могли не все. Зато позже они стали массово производиться, но стали никому не нужны, так как вышли из моды.
«Однако мечтой всех советских женщин были джинсовые сапоги на высоких каблуках и платформе. Такие показывали только в кино, - рассказывает Рустем Валиахметов. - Джинсовые сапоги не могли себе позволить даже наши знаменитости».

О таких сапогах мечтали даже советские знаменитости. Фото: АиФ 

Гламурными также считались валенки белого цвета, так называемые бурки. Стоили они дороже темных. Популярны в советские годы были «чехлы на туфли» - это когда босоножки обувались в галоши. В моде в середине 70-х были туфли hand made. Такую обувь можно было купить в подпольных магазинах, где мастера делали босоножки своими руками. Каблук и платформа вырезалась из дерева, ремешки – из кожзаменителя с выжженным рисунком, а в качестве украшения вставлялись мебельные гвозди. Такие туфли были доступны всем советским модницам.   

Туфли из дерева и кожзаменителя. Фото: АиФ 

Школьники могли бегать в советских кроссовках, но мечтали о китайских. Их в СССР прозвали кедами (в США известны как сникерсы). Это слово произошло от фирмы Keds, которая первая заполонила наш рынок спортивной обувью. 

Почему в СССР одевались так вычурно?

«Иностранцы полагают, что в Советском союзе мы носили только шапки-ушанки, валенки да свитера. На самом деле, гламур в СССР был! Причем, даже на Западе человек не был так сильно подвержен влиянию моды, как советский, - говорит Рустем Валиахметов. - Причиной тому было желание людей выделиться. В стране производили однообразную одежду, достать которую и то было сложно. А с появлением журналов, модных показов, люди стали проявлять изобретательность – шить одежду, делать яркие аксессуары. Известны случаи из 70-х, когда особо модные персонажи, собираясь на танцы, вшивали в штанины брюк-клеш разноцветные лампочки от фонариков, которые эффектно загорались во время танцев».
«Мой папа носил клеш до женитьбы, - рассказывает посетительница выставки Лада Москалева. – Но каких-то экстремальных вещей в нашей семье и нашем окружении не было. Мои родители – люди серьезные, одеваться ярко было у нас не принято. Стиляги вызывали неодобрение у людей инженерно-технических профессий».

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Загрузка...

Топ читаемых

Самое интересное в регионах