Примерное время чтения: 7 минут
37

Первый импортозамещённый. Ту-214 взлетел без западных комплектующих

На борту заменено порядка 45 систем, включая навигацию и радиолокацию.
На борту заменено порядка 45 систем, включая навигацию и радиолокацию. Пресс-служба ПАО «ОАК»

Казанский авиационный завод провёл первый полёт полностью импортозамещённого пассажирского самолёта Ту-214. Борт с регистрацией RA-64536 поднялся в воздух 16 декабря, а на следующий день отправился в Минск на окраску. На борту заменено порядка 45 систем, включая навигацию и радиолокацию. Этот экземпляр будет передан корпорации «СОГАЗ» в модификации бизнес-джета. Несмотря на планы выпускать до 20 самолётов в год, завод пока испытывает сложности с поставками комплектующих и кадрами, ожидая передачи 3-5 машин в 2026 году.

Подробности — в материале «АиФ-Казань».

Что именно поднялось в небо

Ту-214 стал первым полностью импортозамещенным самолетом.
Ту-214 стал первым полностью импортозамещенным самолетом. Фото: Пресс-служба ПАО «ОАК»

Для российской гражданской авиации это событие имеет символическое значение. Речь идёт о первом Ту-214, построенном после утверждения в 2022 году Комплексной программы развития авиационной отрасли до 2030 года и заявленном как борт, собранный исключительно из отечественных комплектующих.

RA-64536 стал результатом масштабной работы по замене зарубежных систем. По ранее озвученным планам, импортозамещению подлежали порядка 45 ключевых и вспомогательных систем, включая вычислители, навигацию, сигнализацию, радиолокацию, светотехнику и элементы аварийного оборудования. Лётные испытания подтвердили работоспособность новой конфигурации.

В Объединённой авиастроительной корпорации уточнили, что первый полёт прошёл без замечаний, а самолёт на момент взлёта находился в заводском грунте. Это стандартная практика для машин, находящихся на раннем этапе испытаний.

Кому достанется новый самолёт?

Изначально Ту-214 планировала закупить авиакомпания «ЮВТ Аэро».
Изначально Ту-214 планировала закупить авиакомпания «ЮВТ Аэро». Фото: Из личного архива/ Равиль Вениаминов

Первоначально именно этот Ту-214 планировался для авиакомпании «ЮВТ Аэро». Республика Татарстан в своё время делала на регионального перевозчика ставку, рассчитывая, что именно он станет первым коммерческим эксплуатантом возрождённой «тушки». Однако планы изменились.

RA-64536 построен в модификации бизнес-джета и будет передан корпоративному заказчику — компании «СОГАЗ». Ранее подобные версии Ту-214 заказывались в основном государственными структурами. Следующие борта, которые сейчас находятся в производстве, предназначены для МЧС и специального лётного отряда «Россия».

Таким образом, пассажирский сегмент снова остаётся в ожидании. Потребности же коммерческих авиаперевозчиков, по заявлению главы Минпромторга Антона Алиханова, начнут удовлетворяться не ранее 2027 года. На 2026 год завод планирует выпустить три самолета.

Производственные планы

КАЗ на сегодняшний день занят сборкой Ту-160.
КАЗ на сегодняшний день занят сборкой Ту-160. Фото: КАЗ им. Горбунова

Власти Татарстана и руководство отрасли заявляют о намерении выйти на выпуск до 20 Ту-214 в год. На Казанском авиазаводе вводится поточная линия сборки, закупается оборудование, сокращается производственный цикл. Если раньше на создание одного самолёта уходило около трёх лет, сейчас срок удалось снизить до двух.

Однако даже сами участники процесса признают, что быстрый рост невозможен. Завод упирается в ограниченные объёмы выпуска комплектующих, кадровый дефицит и высокую загрузку по гособоронзаказу. В 2025 году КАЗ фактически передал заказчикам лишь один Ту-214. На 2026 год заявлены три-пять машин, но и эти цифры в отрасли называют напряжёнными.

Как отмечал в декабре министр промышленности и торговли Татарстана Олег Коробченко, проблема не только в мощностях завода, но и в кооперации. Для серийного выпуска необходимо одновременно поддерживать в производстве десятки самолето-комплектов, чему мешает неготовность смежников к ритмичным поставкам агрегатов и импортозамещенных изделий. Цикл сборки удалось сократить с трех до двух лет, но для выхода на 20 машин в год, о которых говорят к 2028-2029 годам, нужны принципиальные изменения в логистике и организации производства.

Однако даже эти скромные планы упираются в фундаментальные ограничения. Эксперты указывают на устаревшую производственную базу КАЗ, в частности, на отсутствие современных литейного и композитного цехов. Загрузка мощностей оборонным заказом (производство Ту-160) также не позволяет сконцентрироваться на гражданской программе. В результате вместо конвейера на заводе до сих пор используется штучная, практически ручная сборка.

Старый самолёт с новым смыслом

После борта для «Согаза» в планах КАЗ — изготовление Ту-214 для МЧС и нескольких машин для специального летного отряда «Россия».
После борта для «Согаза» в планах КАЗ — изготовление Ту-214 для МЧС и нескольких машин для специального летного отряда «Россия». Фото: пресс-служба раиса РТ/ Михаил Козловский

Ту-214 — машина не новая по своей идеологии. Его корни уходят в конец 1980-х, а сертификация состоялась в 1990-е. Однако сегодня у самолёта есть ключевое преимущество. Он уже сертифицирован, может летать здесь и сейчас и не зависит от западных поставщиков

Именно это делает его важным элементом переходного периода, когда новые проекты ещё проходят испытания, а парк иностранных лайнеров постепенно выбывает. Не случайно интерес к Ту-214 проявляют крупные игроки, включая S7, заявившую о намерении заказать более 100 самолётов.

Несмотря на символический успех первого полета, путь Ту-214 к серии и в пассажирские авиакомпании оказался длиннее и сложнее, чем предполагалось. Пока лайнер, созданный для перевозки 200 пассажиров, находит свою нишу в качестве корпоративного джета, российские авиаперевозчики продолжают искать способы обновления флота в условиях санкций.

Возрождение отечественного авиастроения требует не только финансирования, но и глубокой перестройки всей кооперационной цепочки, до которой у Казанского завода, судя по всему, еще далеко. Один самолёт — ещё не система. Но без этого взлёта не было бы и разговора о серии. Теперь у программы появился не только план на бумаге, но и реальный борт в небе. А значит, у российской гражданской авиации остаётся шанс снова опереться на собственные крылья.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)
Подписывайтесь на АиФ в  max MAX

Также вам может быть интересно

Загрузка...

Топ читаемых

Самое интересное в регионах