Казанский авиазавод оказался в центре громкого судебного разбирательства. По решению Арбитражного суда Татарстана, компания «Туполев» выплатит «Татнефти» 6,1 млрд рублей за срыв поставки двух пассажирских самолетов Ту-214. Это один из самых резонансных случаев взыскания по линии гражданского авиастроения за последние годы.
Подробности — в материале «АиФ-Казань».
Суд поставил точку

Изначально нефтяной гигант требовал почти 9 млрд — с учётом аванса, неустойки и процентов. Однако в суде КАЗу удалось добиться снижения суммы. При этом в стенах суда прозвучало, что если взыскать всю сумму, предприятие рискует оказаться на грани банкротства. Представитель завода привёл данные по кредитной нагрузке и убыткам, намекнув на крайне хрупкое финансовое положение компании.
По условиям контракта, Ту-214 должны были поступить заказчику в 2024 году. Этого не произошло. Один борт до сих пор не обрёл нового покупателя. Второй, как выяснилось, будет доступен только после 2027 года. Завод ссылается на загруженность — 85% его мощностей заняты оборонными заказами.
Премьер-министр требует гарантий

На фоне судебного скандала в дело вмешался федеральный центр. Премьер-министр РФ Михаил Мишустин потребовал от авиастроителей — в том числе от Казанского авиазавода — чётких сроков выпуска отечественных импортозамещённых самолётов. В первую очередь речь идёт о Ту-214 и вертолётах «Ансат».
«Нельзя допускать отставаний, которые могут сдержать рост пассажиропотока», — подчеркнул глава правительства. Он поручил актуализировать программу развития авиационной отрасли до 2030 года, а также обеспечить полное соответствие характеристик новых машин требованиям авиакомпаний.
Теперь без точного календаря производства и гарантий поставки на рынок самолётов не будет. Госзаказчики и операторы ожидают предсказуемости — иначе встаёт под угрозу не только логистика, но и стратегическая независимость страны в авиаперевозках.
Проблемы в цехах

На сегодняшний день Казанский авиазавод способен производить один самолёт в год. Чтобы выйти хотя бы на 10–20 единиц ежегодно, КАЗу необходимы новые производственные мощности. В первую очередь — литейный и композитный цеха, без которых невозможно замкнуть цикл производства.
На строительство этих объектов потребуется не менее 10 млрд рублей. Однако на данный момент цеха не включены в ключевые программы модернизации. Без их запуска выполнение госзаказа и заключение новых контрактов по Ту-214 будут под вопросом.
Как отмечают в отрасли, нехватка инженерных кадров и производственных ресурсов делает невозможным сжатие сроков даже на горизонте ближайших двух лет. Несмотря на запущенный в 2025 году первый борт, собранный на КАЗе с частичным импортозамещением, темпы остаются недостаточными.
Новая дата для старого проекта

Во время суда представитель «Туполева» сообщил, что новые контракты на поставку Ту-214 возможны не ранее 2027 года. Это фактически сдвигает старт масштабной программы как минимум на два года от первоначальных обещаний. Ещё в начале запуска проекта речь шла о 2025 годе как о первом годе серийной передачи самолетов.
Пока же часть собранных машин поступает ведомствам и госкорпорациям — один из бортов получит Минпромторг, другой — «Согаз». «ЮВТ-Аэро», авиакомпания из Татарстана, по-прежнему ожидает свои два лайнера в 2026 году, но даже эти сроки уже вызывают сомнения.
Государство требует результатов, бизнес — ответственности, а рынок — уверенности. Если эти ожидания не будут оправданы, программа Ту-214 рискует окончательно превратиться в символ несбывшихся обещаний.
Высокие энергии. Как в РТ строят суперкомплекс для испытания компрессоров
Триллион на производство. В кабмине РТ назвали главные проблемы и достижения
Потерял связь с землёй. В Казани на жилой дом упал учебный дрон
Против беспилотников. В Казани вновь заговорили о выпуске легких самолетов
Проект высокого полета. Как Татарстан становится центром беспилотной авиации