Примерное время чтения: 7 минут
207

Против беспилотников. В Казани вновь заговорили о выпуске легких самолетов

Если Ан-2 расходуеттри литра топлива на гектар, то Т-500 - в десять раз меньше
Если Ан-2 расходуеттри литра топлива на гектар, то Т-500 - в десять раз меньше пресс-служба раиса РТ

В Татарстане возрождают выпуск самолетов малой авиации, придуманных авиаконструктором  из РТ Виктором Ермоленко (сооснователем  ООО «Фирма» МВЕН»»).

Функциональные и экономичные самолеты малой авиации, которые можно использовать в сельском хозяйстве, для тушения пожаров и спасения людей, несмотря на одобрение на самом высоком уровне, ждала трудная судьба.

В 2018 году в Казани  задумали серийное производство  легкомоторных «летающих тракторов». Казанцы должны были поднять малую сельхозавиацию в стране, производя 10 воздушных судов в год. Но выпуск застопорился, начались судебные тяжбы между участниками производства. Казалось бы, конца и края им нет.

И вдруг - хорошая новость: ООО «Фирма» МВЕН»» возвращается к производству. Ее долги в десятки миллионов рублей перед предприятиями,  настаивающими на банкротстве, закрыл неизвестный благодетель, сообщает татарстанское издание «Бизнес Онлайн».

Какова история Т-500 и почему судьба малого самолетостроения в РТ в одночасье развернулась? Читайте в «АиФ Казань».

Парашют над самолетом

Фирму «МВЕН» в 1990 году создал с партнёром Михаилом Невельским выпускник Казанского авиационного института, опытный парашютист Виктор Ермоленко.

Фирма разрабатывала и производила лёгкие самолеты, а ещё создавала уникальные для России системы спасения для терпящих бедствие самолётов. В случае неполадок в воздухе небольшие воздушные суда должны были приземляться с помощью выстреливающих парашютных систем. В МВЕНе был спроектирован и «воздушный трактор» МВ-500 (позже переименован в Т-500).

В 2018 г. был подписан договор между фирмой «МВЕН» и Обнинским НПП «Технология» (создает наукоёмкую продукции из неметаллических материалов для авиационной, ракетно-космической техники, транспорта, начало работу в 1959 г., а с 2010 г. входит в структуру государственной корпорации «Ростех»). По договору, МВЕН должен был собирать самолёты, а «Технология» поставлять комплектующие – узлы и детали, а также финансировать производство.

В Ростехе неслучайно выбрали модель МВ-500, разработанный в Казани. Это уникальный для России «агросамолёт», функциональный и экономичный, подчеркивают специалисты.

«Т-500 может производить множество сельхозработ с воздуха. Основные - распыление удобрений, средств защиты растений от болезней и вредителей, - рассказывал «АиФ Казань» в 2017 году Виктор Ермоленко. - Перед проектированием мы изучали мировой опыт , в частности, американские модели. Больше всего модель переняла у заокеанской «Цессны», но наш вариант стоит дешевле. Т-500 меньше, чем  Ан-2, ведь сегодня нет необходимости перевозить огромные объёмы удобрений: они высокоэффективны и потому используются в малых дозах.

Что же касается стоимости эксплуатации, если Ан-2 расходовал три литра топлива на гектар, то Т-500 - в десять раз меньше. Лётчика защищает система пассивной и реактивной защиты. В России воздушных судов, подобных Т-500, нет - этот аграрный самолёт удобный, надёжный, высокопроизводительный. Потребность в самолетах  в России, которые предназначены для авиахимических работ и моторинга окружающей среды, оценивается в 500 - 2000 единиц".

Производство этой партии Т-500 должно было положить начало массовому  производству самолётов в Татарстане. Но «воздушные трактора» стали предметом спора между разработчиком, которому была поручена сборка самолётов (фирма «МВЕН»), и заказчиком (НПП «Технология»).

Как писал "АиФ Казань", в 2019 г. глава РТ Рустам Минниханов вместе с главой корпорации «Ростех» Сергеем Чемезовым рядом с Иннополисом заложили камень в фундамент будущего завода ООО «МВЕН», где должны были поставить производство «воздушных тракторов» на поток.

«Проект серийного производства самолётов Т-500 реализуется совместными усилиями госкорпорации «Ростех» и Республикой Татарстан в рамках соглашения о реализации пилотного проекта по созданию Всероссийской системы авиахимработ, подписанного на авиасалоне МАКС-2017. Завод начнёт работать в 2022 г.», – сообщали тогда в минпромторге республики. 

 Называли мечтой Татарстана

 Минниханов назвал будущий завод мечтой Татарстана, ведь разработан «летающий трактор» в РТ. На территории предприятия планировалось разместить сборочные цеха, складские помещения и аэродром экспериментальной авиации. 

Но на этапе выпуска десяти опытных образцов что-то застопорилось. По договору 2018 г., МВЕН должен был сертифицировать самолёты и собрать десять образцов первой партии; НПП «Технология» – поставить для этого материалы и комплектующие, изготовить некоторые узлы и детали, а также предоставить средства в размере 200 млн руб.

Но обнинское предприятие поставляло комплектующие не всегда вовремя, писали в СМИ, и выпуск бортов откладывался. Тем не менее поставщик и заказчик – Обнинское НПП – через суд обвинил сборщика в срыве сроков, а также внесении самовольных изменений в их конструкцию: мол, они теперь не соответствуют условиям поставки.  ОНПП потребовало отдать 10 самолетов, изготовленных по  его заказу (В 2022 году по решению арбитражного суда это было сделано)

Во время тяжб с крупной структурой, по слухам, Виктору Ермоленко пришлось уехать из страны. «А ведь он не просто производил эти самолёты. Он сам их разработал и смог наладить производство, создав «МВЕН» с нуля, – отмечал в "АиФ Казань  знакомый с темой авиации в РТ специалист. –Энергичный, деятельный.  Очень жаль и его, и большой проект».

Фирма «МВЕН» вышла из проекта, но на нее посыпались заявления о признании кредитором от целого ряда партнеров, усугубив ее положение.

Гибель "МВЕНа" вызывала много вопросов, ведь выпуск Т-500- проект,  очень важный для республики. Тем не менее в 2021 году на запрос "АиФ Казань" в пресс-службу главы  РТ пресс-секретарь Лилия Галимова ответила: «Эта проблема касается лишь двух хозяйствующих субъектов».

"Казалось, МВЕН обречен, но 3 мая 2024 года от временного управляющего компании поступило ходатайство о прекращении банкротства. Обоснование — полное погашение всех требований кредиторов. Сумма — 154,5 млн рублей. Источники  предполагают, что задолженность была более серьезной, но с рядом кредиторов удалось договориться иным путем, - сообщает издание "Бизнес Онлайн". -  2 июня 2024 года Арбитражный суд РТ прекратил процедуру банкротства МВЕНа. Наиболее реальным видится возврат к сельскохозяйственной теме. Еще один путь — разработка и выпуск беспилотников. Данная тема сегодня актуальна по умолчанию. Ранее МВЕН  уже сообщал, что намерен использовать наработки по МВ-500 для создания БПЛА".

В минпромторге РТ новость о реинкарнации легкого самолетостроения "АиФ Казань" пока не прокомментировали.

МНЕНИЕ

Доцент Института управления, экономики и финансов КФУ, к. э. н. Кабир Саубанов:

"Производство легкомоторных самолётов является очень важным с позиции национальной безопасности государства. Это связано и с тем, что в условиях санкций доступ к такого рода иностранной технике и её обслуживание сильно затруднёны для российских компаний. А спрос со стороны самых разных отраслей экономики огромен: начиная от сельского хозяйства и заканчивая оборонно-промышленным комплексом.

Поэтому возрождение таких предприятий необходимо стимулировать. Это требует больших инвестиций и,  главное, подготовки высококвалифицированных инженерных кадров. Здесь очевидны серьёзные проблемы, поэтому необходим комплексный подход государства.

 

 

 

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Загрузка...

Топ читаемых

Самое интересное в регионах