Казанский авиационный завод имени Горбунова выходит на новый этап развития — авиакомпания S7 заказала более 100 самолетов Ту-214, что стало крупнейшей коммерческой сделкой в истории предприятия. Несмотря на то, что сейчас завод выпускает лишь единицы лайнеров в год, к 2027 году планируется нарастить производство до 20 машин ежегодно. Этот контракт может стать поворотным моментом для всего отечественного авиапрома, потерявшего доступ к западной технике.
Подробности — в материале «АиФ-Казань».
Возвращение «тушек»

О том, что авиакомпания S7 заказала у Казанского авиационного завода более ста самолетов Ту-214, сообщил вице-премьер России Виталий Савельев.
Помимо S7, свои заказы разместил и «Аэрофлот»: крупнейший перевозчик рассчитывает получить 200 лайнеров МС-21, которые производит Иркутский авиационный завод. В сумме речь идет о более чем 300 отечественных самолетах — программа, которая еще несколько лет назад казалась фантастикой.
«Это наше будущее, наша основа, которую мы должны развивать и реализовать», — подчеркнул Савельев, поблагодарив компании за поддержку российского авиапрома.
Ранее Казанский авиазавод стал участником громкого судебного разбирательства. Арбитражный суд Татарстана обязал компанию «Туполев» выплатить «Татнефти» 6,1 миллиарда рублей в качестве компенсации за невыполнение контракта на поставку двух пассажирских самолетов Ту-214. Нефтяной гигант требовал почти 9 млрд с учётом аванса, неустойки и процентов, но суд снизил сумму. Представитель завода заявил, что взыскание всей суммы грозит банкротством, приведя данные о кредитной нагрузке и убытках. По контракту Ту-214 должны были поставить в 2024 году, но один борт не продан, а второй будет доступен только после 2027 года из-за загруженности завода (85% мощностей заняты оборонными заказами).
Один самолет — символ начала

На деле, пока казанские цеха могут похвастаться только одной переданной машиной. Этот Ту-214 — первый, полностью прошедший модернизацию и получивший сертификат летной годности. Еще два лайнера находятся на стадии сборки, но о сроках их передачи заказчикам речи пока не идет.
Премьер-министр Михаил Мишустин потребовал от авиастроителей, включая Казанский авиазавод, соблюдения сроков выпуска отечественных лайнеров. «Нельзя допускать отставаний, которые могут сдержать рост пассажиропотока», — подчеркнул глава правительства.
Как пояснил глава Минпромторга Антон Алиханов, сейчас мощности Казанского авиазавода загружены выполнением гособоронзаказа и обеспечением самолетами спецотряда «Россия». Коммерческие поставки, включая партию для S7, начнутся не ранее 2027 года.
Тем временем на заводе идет большая работа по импортозамещению. Новые бортовые системы, приборы и оборудование разрабатываются и тестируются в России. Первый полностью отечественный Ту-214 уже совершил пробный полет.
Долгий разбег

В декабре прошлого года Раис Татарстана Рустам Минниханов выразил уверенность, что республика выйдет на выпуск не менее 20 самолетов Ту-214 ежегодно в течение ближайших лет. Но эксперты относятся к таким планам осторожно.
Сейчас предприятие фактически работает вручную: кадров не хватает, а технологические линии только готовятся к модернизации. Даже руководитель «Ростеха» Сергей Чемезов признает, что на темпы в 20 машин в год завод сможет выйти лишь к 2028–2029-му.
Однако текущие мощности завода позволяют производить лишь один самолет в год, тогда как для выполнения госзаказа необходимо выйти на 10-20 единиц ежегодно. Ключевой проблемой остается отсутствие литейного и композитного цехов, строительство которых оценивается в 10 миллиардов рублей. Без этих производственных мощностей выполнение контрактов по Ту-214 остается под вопросом, несмотря на запуск в 2025 году первого частично импортозамещенного борта.
До тех пор производство останется точечным. На очереди — самолеты для МЧС, «Согаза» и спецотряда «Россия». Для массового выпуска потребуются новые конвейерные мощности и полностью обновленная сборочная база.
Новый спрос — старые проблемы

Почему же S7 делает такую крупную ставку на «тушку»? Причин несколько. Во-первых, это единственный российский среднемагистральный самолет, уже имеющий сертификацию и способный выполнять регулярные рейсы. Во-вторых, западные Boeing и Airbus ушли с рынка, и авиакомпаниям просто нечем заменять выбывающий парк.
S7 и Объединенная авиастроительная корпорация подписали меморандум, по которому до конца 2025 года должны быть оформлены контракты на 100 машин, часть — в стандартной версии, часть — по требованиям заказчика.
Однако будущее программы будет зависеть не от подписанных бумаг, а от реальных темпов производства. Казанскому заводу предстоит доказать, что он способен работать серийно, а не штучно.
Да, пока говорить о полном возрождении отечественного авиапрома рано. Один самолет — это символ, но не система. Однако сам факт, что частный перевозчик уровня S7 поверил в отечественный проект, — уже победа.
Россия возвращается к своим крыльям, пусть и шаг за шагом. И если «тушки» действительно массово поднимутся в небо, этот момент станет не просто производственным успехом, а настоящей вехой — возвращением уверенности в собственные силы.
Самое важное на «АиФ-Казань» читайте в Telegram.
Смертельный полет. МАК раскрыл правду о катастрофе в Камском Устье
Ту-214 не взлетели. С Казанского авиазавода взыскали 6 млрд за срыв поставок
Потерял связь с землёй. В Казани на жилой дом упал учебный дрон
«Достала всех выходками!» Мизулина разберется с треш-блогером из Чебоксар
Закашляла кровью. В летевшем из Москвы самолете скончалась молодая мама