За аренду двухкомнатной квартиры 70 кв. метров Исаев платит 4400 рублей. Это специализированное жилье: дом оборудован подъемниками, в квартирах большие комнаты и широкие двери, в общей столовой для жильцов готовят обеды. В этом здании, построенном шесть лет назад, в основном живут колясочники, инвалиды с диагнозом ДЦП - всего 54 семьи. На первом этаже здания находится медицинский центр, который обслуживает около 100 человек: здесь предлагают сухой и гидро- массажи, электролечение.
Когда-то спецназовец, подвергаясь риску, служил родине и мечтал о продолжении военной карьеры, а сейчас отважно штурмует бордюры и высокие пандусы. Вместе с ним мы совершили обычное для большинства казанцев путешествие в торговый центр. Мужчина решил купить наушники с микрофоном для того, чтобы принять участие в дистанционных курсах.
Одевшись потеплее (кофта крупной вязки, синяя олимпийка в полоску и черные ботинки), Артем выезжает из дома. До ближайшей остановки транспорта 900 метров. На просьбу сделать остановку возле дома инвалидам отказали, сославшись на низкую проходимость в этом районе.
Но все же на некоторые просьбы откликнулись. «Поскольку здесь место компактного проживания инвалидов мы проработали маршруты, где мы чаще бываем, договорились чтобы были доступны ближайшие магазины «Пятерочка» и «Магнит», - рассказывает Артем. - Попросили оборудовать по требованиям километр влево до ул. Фучика и 900 метров до «Рамстора» (а там уже все, что нужно есть: кафе, магазины электроники, кинотеатр)».
Артем родился (в 1972 году) и вырос в Казани, окончил здесь Суворовское училище, затем продолжил обучение в Ленинграде. После, выпускника-отличника направили в спецназ на Дальнем востоке, где в 1995 году во время спортивного праздника с ним случилась беда: он упал с турника, сломал шейный позвонок, его полностью парализовало. В 1996 году мужчина вернулся в родную Казань.
«Жена и дочь остались, я дал своей жене возможность выбрать какую жизнь она хочет, обременять чем-то ее не хотелось», - говорит Артем.
В Казани Исаев год отучился в ТИСБИ на программиста. Он был диспетчером на телефоне, разрабатывал сайты (создал сайт общества инвалидов и является модератором), сейчас увлекся seo-аналитикой: 2-3 раза в неделю он обучается онлайн у ведущих программистов России. «По шесть часов в день я работаю на компьютере, а в выходные у меня обучение», - рассказывает по пути айтишник.
По всему тротуару вдоль улицы Дубравной бордюры срезаны и сделан пологий съезд, перед которым строители выложили активную желтую плитку. «Это для того, чтобы слепые инвалиды могли определить по направляющим полоскам правильную дорогу. К тому же слабовидящие желтый цвет видят наиболее ярким пятном - так могут определить этот знак», - комментирует гид, объезжая осторожно дорожные неровности.
Первый объект магазин «Альпари» для Артема не доступен. Вместо пандуса с 8-10 градусом наклона, пандус с углом в 40 градусов.
Следующий пункт – аптека. По пандусам взобраться можно, но он тоже сделан с нарушениями правил: по закону на метр высоты протяженность спуска должна составлять 10 метров. Артем смог подняться в аптеку только держась за поручни.
«Как-то я задумался и чуть не упал на этом склоне, мог и назад опрокинуться. А ребята из центра часто падали, - признается мужчина. – Однако это пример того, что сделано нормально. По всей нашей дороге из 10 объектов (банки, аптеки, магазины) доступны где-то 7».
«Раньше о проблемах инвалидов просто говорили, а в последние годы стали делать, - отмечает Артем Исаев. – Много делается по федеральной целевой программе «Доступная среда» (реализуется с 2011 по 2015 год). Ситуация в городе начала меняться и это нельзя не замечать. Раньше я мог проехать только на станцию метро «Проспект Победы», а сейчас - на любую. Во всех спортивных объектах Универсиады 2013 есть заезды, я могу свободно попасть в Баскет-холл, в Татнефть-Арену. Езжу во все торговые центры, летом часто бываю «Южном». Только «Кольцо» и «Савиново» очень неудобны для инвалидов».
По пути нам встречаются еще два объекта.
В парикмахерскую «Мастер» он никогда не рискнет подняться. В аптеку «36,6» проехать более реально.
Проезжая вдоль очередных желтых активных плиток Артем рассуждает: «Раньше тут был бордюр и машины не заезжали, а теперь используют тротуар как стоянку, иногда загораживая для нас дорогу. Но главное, плитка не рассчитана на вес машины, она трескается, ломается, покрывается грязью, надолго не хватит».
Иногда Артем фотографирует нарушения и отправляет в «Народный контроль» на сайт государственных и муниципальных услуг РТ. Признается, что эксперты не оставляли без внимания ни одно его письмо. «Говорю «спасибо» за то, что делают для нас. Я сторонник активного сотрудничества, компромисса и переговоров. Если сразу говорить властям «вы козлы, ничего не делаете», люди просто отвернутся».
На жизнь Артем смотрит с оптимизмом и позитивом. Каждый день встает 7.30, а ложится в 23.00, много работает за компьютером. Два раза в год проходит лечение в реабилитационном центре. Признается, что обожает рок-музыку, слушает классику и часто ходит на концерты по пригласительным. Самое вкусное блюдо для него - свежий горячий хлеб. Говорит, что привычка осталась с армии – часто для военной части с хлебзавода вез свежевыпеченный хлеб и съедал целую буханку по дороге.
Теперь, вместо военной службы, Артем часто становится посредником между городскими властями и инвалидами, «принимает» объекты у строителей. «Важно наладить диалог между нами как потребителями и властями, чтобы средства тратились целенаправленно. Мы же лучше знаем о доступности городских объектов». Мужчина за то, чтобы правила доступности зданий и сооружений для маломобильных групп населения учитывались на всех этапах строительства зданий и дорог. «Я надеюсь, что наши усилия не пропадут даром, и в будущем весь город будет иметь «пропускную способность».
Доехав до перекрестка, Артем оглядывается на дорогу. Говорит, что, когда не было съездов, приходилось ездить вдоль проезжей части, но это большой стресс для водителей и риск для колясочника.
По программе «Доступная среда» летом закупили 300 новых автобусов марки МАЗ (Беларусь): они составляют 80% из всех маршрутов. «Эти машины они низкопольные, у них нет ступеньки возле дверей, а также имеется откидывающийся железный лист. Такие автобусы специальным синим знаком помечены. Когда он подъезжает, я показываю водителю, что хочу попасть в эту маршрутку, он выходит, откидывает лист, и я заезжаю. Если раньше мы ездили только на 45-ом (он был оборудован) и подгоняли все свои маршруты под него, то сейчас можно на 45, 37,22».
На перекрестке «Дубравная–Проспект Победы» дорожники заканчивают строительные работы. Однако, со стороны улицы Дубравной спуск для инвалидов не сделан, поэтому Артему приходится, либо объезжать это место за 100 метров, либо просить кого-либо помочь ему спуститься с бордюра.
«Обычно люди не отказывают, но каждый раз мне неудобно, да и коляски так ломаются», - сожалеет Артем. Кстати, стоят они от 60 до 100 тыс. рублей в зависимости от комплектации, Артем Исаев поменял уже две.
«Много параметров описано в законе, например, если есть ступенька, бордюр, он не должен быть выше 2-4 см. Строители сделают 8 см и я уже не могу пресечь черту», - говорит Артем, пытаясь проехать на тротуар со стороны «Рамстора».
В супермаркете Исаев зашел в магазин электроники и попросил помощи у консультанта.
«У вас есть наушники с проводом 2 метра и с микрофоном?», - спрашивает он и тщательно рассматривает варианты.
В свободное время бывший спецназовец смотрит американские сериалы: «Дневники вампира», «Доктор Хаус», читает книги. Например, недавно взялся за «Биографию Стива Джобса». «Личности, которые что-то меняют в истории, они одиноки и одиозны, - делится впечатлениями о книге Артем. - Если ты хочешь что-то изменить, ты должен быть немного жестким, позитивным и целеустремленным, как Стив Джобс. Также, наверное, и инвалиды. Если раньше я мог лежать в четырех стенах, то сейчас есть возможности учиться и стать успешным, полезным».