3 декабря отмечается Всемирный день инвалидов. А в Казани реализуется программа «Доступная среда». Только в этом году выделено 234 млн. рублей. Но есть ли реальная польза для 89 928 горожан, ради которых всё затеяно?
Юрий Никишин – отец ребенка-колясочника - обратился в органы соцзащиты с просьбой установить в подъезде на ул. Меридианной, 30 пандус (их обещали сделать в 600 казанских домах).
- Даже добраться с ребенком до церкви на соседнюю улицу не получается без ударов и прыжков. Вся коляска оббита о поребрики. И пандус нам сделали. Но с цинизмом! – негодует Юрий. – Угол наклона оказался выше положенных 8-10 см. Не каждому сопровождающему взрослому хватит сил удержать на нём коляску. А самостоятельный спуск грозит инвалиду падением.
Разгневанный Юрий написал отказ от опасного пандуса. В дом нагрянула комиссия, включая замминистра соцзащиты и замглаву района. Ошибку признали. Но исправлять не стали, а просто … полностью срезали брак.
- Третью неделю тишина, - говорит Юрий. – Но я написал в прокуратуру, президенту РТ и РФ. На этом не успокоюсь, ведь с больными людьми так поступать нельзя!
На бумаге?
В Казани в рамках программы «Доступная среда» для инвалидов решили адаптировать 21 улицу. Понизить поребрики, уложить тактильные полосы для слепых. Но без недоделок не обходится. Пилотную Бутлерова правильно сделали с третьего раза, нарушения нашли на недавно сданной ул. Московской.
- Изменения происходят, но они пока не имеют решающего значения из-за локальности, - объясняет организатор инициативной группы «Город без преград» Искандер Ясавеев. –Например, на улице два перекрестка оборудованы по правилам, а на третьем съезд не 4 см, а 5. А это уже опасно.
Остаются доступными лишь на бумаге и низкопольные автобусы. Водители либо не знают, как выдвинуть пандус, либо не хотят связываться. Колясочникам приходится выезжать на дорогу, чтобы заставить транспорт хотя бы остановиться. Не облегчают задачу и автомобилисты. Используют новые скаты для парковки на тротуарах. Активисты пытаются бороться, подкладывают под дворники нарушителям листовки с просьбой не занимать въезды для колясок.
- С наземными переходами тоже не всё гладко, - говорит Юрий Никишин. – Объекты сдают, а вокруг сплошные поребрики. Лифты в переходах – открытые площадки. А если инвалид зацепится за что-то при подъеме или спуске?
КСТАТИ | |
---|---|
А Казани в рамках программы «Доступная среда» адаптируют для инвалидов 21 учреждение здравоохранения, 15 органов соцзащиты, 6 школ, 613 подъездов жилых домов и 244 пешеходных перехода. А также установят 486 лифтов в 135 домах с поручнями, табличками со шрифтом Брайля, звуковыми и световыми индикаторами. |
Рельсы в дверь
- При создании доступной среды используют СНиП 2001 года (№35-01-2001), - говорит юрист и инвалид-колясочница из Н.Челнов Олеся Захарова. - Но в законе не прописано, что такое пандус. И, хотя в архитектурных словарях значится, что это сплошная наклонная поверхность, за него пытаются выдать два желобка на лестницах. Но у коляски передние и задние колёса расположены на разной ширине, проехать по таким «рельсам» невозможно.
Сделать пандусы безопасными способны также поручни на высоте 0,7 и 0,9 метров и резиновые настилы, но их часто игнорируют. Ещё не редкость, когда инвалид поднимается и упирается в дверь, открывающуюся наружу, а «сдать» некуда.
- Многие повадились вместо пандуса делать кнопку вызова, - продолжает Олеся. - Выходят два охранника и несут тебя. Но пришла я как-то в салон красоты с «двуногим пандусом». Спустилась миниатюрная девушка. Что прикажете – на улице стричься?
- Нельзя сказать, что улучшений нет нигде, - говорит Юрий Никишин. – Например, стало доступным метро. Значит, могут делать, если захотят...