Примерное время чтения: 7 минут
1477

Волгарь и «Ласточка». Как баркас и его рулевой защищали Сталинград

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 19. АиФ-Татарстан 06/05/2014

О своём отце и его баркасе рассказывает житель посёлка Василье­во Анатолий Карягин.

Семейный бизнес

«Ласточка» в нашей семье появилась в 1925 году, во время НЭПа. Её купил мой прадед Матвей Андреевич вместе с братьями Фёдором и Гавриилом. Перевозили на ней разные грузы, в том числе плоты в поволжские города».  Карягины вместе с двоюродным братом Павлом работали на судне вчетвером: кто рулевым, кто мотористом, кто капитаном. 18-сильный баркас дореволюционной российской сборки, но со шведским двигателем «Болиндер», считавшимся одним из самых лучших. В 1931 году семью раскулачили, а баркас отправили в Казанский речпорт. Матвея Андреевича сослали на Урал, Фёдора и Гавриила - в Сибирь. С началом войны судно вошло в состав Волжской военной флотилии.  

Дмитрия Карягина, сына Матвея Андреевича, назначили в 1940-м начальником бассейна Волжского пути. Довелось ему побыть сначала рулевым, а затем старпомом капитана на своей «Ласточке». Нет, увы, уже не своей…

 

Фрагмент мемориальной доски, находившейся в Волгограде. Фото: АиФ-Казань

В начале 42-го Карягин ушёл на фронт на Синявинские болота, где наши солдаты безуспешно пытались снять блокаду Ленинграда. А чуть позже, в 43-м, моряк отправился под Сталинград. И вместе с ним «Ласточка»…  

справка
Волжская военная флотилия – флотское объединение Красной армии во время Гражданской и Великой Отечественной войн. В её состав всходили 7 канонерских лодок, 14 бронекатеров, 33 катерных тральщика, две плавучие зенитные батареи, железнодорожная батарея и два батальона морской пехоты. До марта 1942 г. корабли базировались в Сталинграде, с началом боёв их перевели в Ульяновск. Во время сражений флотилия оказывала огневую поддержку, высаживала десанты, переправляла части Красной армии, оружие, боеприпасы и продовольствие в город, вывозила из Сталинграда раненых, женщин и детей. С помощью флотилии уничтожили несколько полков пехоты немцев, около 20 танков, более десятка самолётов. В город переправили около 90 тыс. солдат и офицеров, эвакуировали более 50 тыс. человек. Была расформирована в июне 1944 года.

Военная эпопея

«Когда немец пошел на Сталинград, отца вместе с сослуживцами перекинули туда. Так началась эта военная эпопея. Будучи капитаном судна «Железнодорожник», он держал на воде оборону. Что там было и как, не рассказывал. Говорил только, что страшно. Отец был по характеру очень сдержанным и молчаливым. Его младшего брата Михаила на войне убило прямым попаданием снаряда. Ещё и поэтому отец о боях вспоминать не любил». 

 

«Железнодорожник» Фото: АиФ-Казань / Фото из личного архива А.Карягина

Рядом с лейтенантом Карягиным на том же 62-м участке, в эпицентре боев, память о которых хранит Мамаев курган, всё это время воевал и баркас «Ласточка». Им командовала семейная пара. Корабли ходили в основном по ночам. Но темнота не спасала: немцы палили стеной. А днём обстрел противника вели советские бронекатера, поддерживавшие сухопутные войска. Ходили небольшие пароходы «Пугачёв» и «Лена», построенные на заводе «Красный металлист» (ныне Зеленодольский судостроительный завод им. Горького). «Ласточка» считалась счастливой: только за неделю с 18 по 25 октября 42-го на ней перевезли почти тысячу раненых. «Отец «Ласточку» не видел, хотя и знал, что она совсем близко. А позже средний брат, работавший на пороховом заводе и мельком увидевший её, рассказал: на 10-метровом судёнышке не оставалось живого места - всё оно было изрешечено пулями. Но не утонуло. То, что баркас остался «живым», - это символ непотопляемости таких суден и всего нашего флота. Отдельно скажу о контр-адмирале Дмитрие Рогачеве, который в то время командовал Волжской флотилией. Именно под его руководством была оказана посильная помощь в боях. Везучим он был: как-то пуля попала ему в фуражку, пройдя в нескольких сантиметрах от головы». 

После победы в Сталинградской битве Волжскую флотилию направили под блокадный Ленинград. Кольцо смерти было разомкнуто, Дмитрий Матвеевич отправился в распоряжение Балтийского флота - освобождать Ригу и Таллин. «Победа застала отца в Кёнигсберге. Только моряки этого не почувствовали, у них всё ещё шла война». В морских портах обезвреживали тысячи мин, восстанавливали причалы, склады, приводили в порядок перегрузочные механизмы. После окончания войны Карягин был назначен командиром отряда по подъёму судов, затопленных немцами в устье реки Прегель. 

 

Военный билет Д.Карягина Фото: АиФ-Казань / Фото из личного архива А.Карягина

Что же стало с «Ласточкой»? После войны её снова передали в Казань. А затем продали за 100 тысяч рублей. Кому – неизвестно. В музее памяти Великой Отечественной войны в Сталинграде баркасу была посвящена мемориальная доска. В 2012 году Анатолий Карягин обращался к военкому Волгоградской области, чтобы узнать судьбу судна и мемориальной доски. Его письмо направили в адрес волгоградского речного порта, а оттуда ответа так и не последовало. А на «Железнодорожнике» в 60-е годы ещё возили туристов.

«В нашей семье 9 мая и День Военно-морского флота – особые праздники. На День Победы я обязательно иду на митинг. Внукам о войне и прадеде-герое часто рассказываю. Да они и сами интересуются: книги читают, фильмы смотрят. Хотелось бы обратиться к читателям: если вдруг читает эти строки кто-то из родственников воевавших под Ленинградом, Сталинградом и в Прибалтике, отзовитесь. Нам есть о чём поговорить». 

От редакции. Координаты Анатолия Карягина есть в редакции. 

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Загрузка...

Топ читаемых

Самое интересное в регионах