Осень, как известно, пора свадеб. И хотя играть их в этом сезоне можно с определёнными ограничениями, это не отменяет торжества момента. О том, как менялась обрядность, каким был стол татар и как отмечают свадьбу современные мусульмане, «АиФ-Казань» рассказали учёные-этнологи.
Две свадьбы
«На свадебные традиции татар большое влияние оказал ислам. Он предписывал мусульманину вступать в брак, поэтому неудивительно, что среди татар почти не было холостяков и старых дев. Браки заключались, как правило, по сватовству. Если родители невесты соглашались выдать дочь замуж, то начинались переговоры обеих сторон об условиях заключения брака, в том числе и о количестве и качестве даров невесте (калын, или выкуп). Калын был не только у татар, но у других народов края: кладка у русских, калым у чувашей и мордвы, алом у марийцев и т. д.», – говорит этнолог и этносоциолог Розалинда Мусина.
Далее сватов и родителей жениха приглашали на сговор-помолвку, где стороны обменивались подарками.
Сама свадьба проходила в доме невесты. Родители жениха везли с собой выкуп и угощение: пару гусей, несколько пышных хлебов, пироги, чак-чак. До революции церемония регистрации брака была религиозной – союз заключал мулла во время обряда никаха в отсутствие жениха и невесты. Согласие на брак подтверждали свидетели. Гуляния проходили отдельно для мужчин и женщин. Такая свадьба длилась два-три дня. В доме жениха свадьба устраивалась гораздо позже. Всё это время молодая жена продолжала жить в доме своих родителей, а молодой муж навещал её.
В 1920-1930-е гг. распространёнными были браки «убегом», когда родителям девушки лишь на следующий день сообщали об этом. Но никах и в этом случае обязательно проводился. В эти годы стали распространены и безрелигиозные свадьбы – кызыл туй (в переводе с татарского «красная свадьба»); в 1960-1970-е гг. активно внедряется ритуал торжественной регистрации брака. Однако обряд никаха сохранялся даже в советское время. К примеру, в Пестречинском и Мензелинском районах ТАССР в 1980 г. религиозное оформление брака было у 85 % обследованных семей, почти каждый четвёртый никах проводился родителями без участия самих молодожёнов. Как правило, за несколько дней до официальной регистрации брака, однако в некоторых местах мулла требовал предоставить свидетельство.
С усилением роли ислама в современном обществе религиозное бракосочетание стало практически обязательной частью свадьбы. По исследованиям Розалинды Мусиной, никах в РТ проводили до 80 % опрошенных татар-горожан и около 90 % сельчан.
Как проходит никах
В наше время никах проводится, как правило, до регистрации брака и свадебного застолья. Всё более длительным становится разрыв по времени между религиозной и гражданской церемониями. Иногда молодожёны живут совместно без регистрации вплоть до рождения ребёнка. Иные при поздних или повторных браках и вовсе обходятся только никахом. Его в большинстве случаев проводят дома, хотя всё более популярным в последние годы становится обряд в мечети.
Мулла в присутствии гостей (обычно это пожилые родственники жениха и невесты) спрашивает согласие молодожёнов на брак, фиксирует их в книге регистрации брака, читает соответствующие суры Корана, напутствует молодых, вручает свидетельство о проведении никаха, который, хотя и не обладает юридической силой, воспринимается как важный семейный документ. Застолье сегодня можно организовать и в мечети, для этого можно арендовать банкетный зал. На никах туй приглашаются старшие родственники, но мужчин и женщин рассаживают обычно за разные столы или разные концы одного стола. Гости приходят в закрытой одежде и в головных уборах (женщины в платках, мужчины в тюбетейках).
На столе у татар – традиционные национальные блюда: суп-лапша, мясо с картофелем по-татарски, очпочмак, чак-чак, губадия и другие мучные изделия, дополненные блюдами европейской и восточной кухонь. В проведении халяльной свадьбы существует два варианта. Более строгий предполагает сохранение половой дифференциации при рассадке гостей, соблюдение требований в одежде (среди молодёжи все чаще появляются девушки в хиджабах), более сдержанные шутки и конкурсы. Менее строгий вариант – национальная свадьба без алкоголя: поздравления молодым произносят без поднятия бокалов и чокания. Такие безалкогольные свадьбы играют не только в Татарстане, но и в других регионах проживания татар.
Какие обряды дошли до наших дней?
Отдельные обычаи ещё сохраняются в сёлах. Это су юлы күрсәтү (показ невесте дороги к роднику), өй киендерү (облачение дома/квартиры жениха предметами домашнего убранства из приданого невесты), килен токмачы (невестина лапша – застолье, проводимое в доме жениха, на которое приглашаются старшие родственники из рода жениха и невесты и на котором обязательным блюдом является суп-лапша, приготовленный невестой) и др. Сохраняется в сёлах и такой свадебный обычай, как привоз угощения со стороны родственников жениха на никах, а родственниками невесты –
на свадьбу. Причём они обязательно парные – пара гусей, копчёных или варёных, торты, фрукты, чак-чак и другие сладости – всё, красиво оформленное, вначале выносится для демонстрации гостям.
Широко распространён как в селе, так и в городе традиционный ритуал встречи молодожёнов, включающий угощение молодых чак-чаком, мёдом-маслом и подстилание под ноги невесты мягкого предмета (ковра или подушки) с пожеланиями благополучной семейной жизни. Родители жениха встречают невесту на пороге дома со словами «Пусть язычок твой будет сладким, как мёд, а душа мягкая, как пух». Иногда невесте предлагают окунуть руку в муку – чтобы была хорошей хозяйкой. В некоторых районах невеста в ответ преподносит традиционные у татар подарки: отцу жениха – тюбетейку, а матери – белую лёгкую шаль.
Как одевались жених и невеста?
«Специального свадебного костюма у татар не было, – рассказывает научный сотрудник отдела этнологии Института истории Академии наук Татарстана Дина Гатина-Шафикова. – Это была более нарядная повседневная одежда. Не из домотканины, а из купленной шёлковой ткани. У сельских мужчин могли быть более цветастые штаны с широким шагом. Невеста готовила для жениха свадебные онучи (портянки). А кое-где будущая жена вышивала для мужа… передник. На голову женщины надевали калфак (волосник), а мужчины – тюбетейку».
«В городах же, особенно среди более образованных и состоятельных слоёв общества, среди татарской интеллигенции была популярна свадебная одежда европейского образца, – рассказывает Розалинда Мусина. – Но при этом на невесте был обязателен нарядный, вышитый белым жемчугом калфачок, на женихе – чёрная бархатная тюбетейка».
Современные татары устраивают две свадьбы – религиозную и светскую. Соответственно, невесты готовят два наряда – платье в пол для никаха, скрывающее шею, тело, руки и ноги, и традиционное европейское платье. На голову женщина повязывает платок на арабский манер или тюрбан. Хотя некоторые татарочки стали надевать и традиционные калфаки, покрывая их сверху белым платком. У мужчин – всё та же тюбетейка.
Мусульманские наряды для никаха, как правило, украшены вышивкой с национальным колоритом, дополнены серьгами и украшениями. Традиционно выбираются платья светлых тонов – белый, кремовый, бежевый, розовый, серебристый или зелёный (цвет ислама). Они могут быть как прямыми, так и приталенными, дополнены баской. Особый атрибут – мусульманский платок. Существует множество способов красиво его повязать. Этому можно обучиться в женских мусульманских клубах или на мастер-классах. Услуги по повязыванию платка и макияжу сейчас есть во многих мечетях.
«Ношение платка мусульманкой – это привилегия, а не ограничение», – уверена известный дизайнер мусульманской одежды Зарина Бабаджанова.
«Так как традиционная культура к моменту распада СССР практически исчезла, эту нишу заполнили веяния с востока. Ведь татарки никогда не носили тюрбаны и платки, хиджабы, – поясняет Дина Гатина-Шафикова. – Хотя в последнее время молодёжь, желающая сохранить традиции, использует в свадебных костюмах старинные элементы одежды – калфак, изю (нагрудное украшение). Мужчины надевают казакины с воротником-стойкой».
До наших дней сохранился и выкуп за невесту. Чаще всего это драгоценности или деньги (размер зависит от возможностей жениха).
«Мы наблюдаем возврат к традициям, но не в канонической форме, а обновлённой, складывающейся под влиянием процессов реисламизации общества и глобализации», – заключает Розалинда Мусина.