Чуваши – третий по численности народ после русских и татар, проживающий в Татарстане. Зачем они готовят дождевую кашу, почему бьют плёткой молодожёнов и как варят своё национальное пиво, – в интервью «АиФ-Казань» рассказал председатель исполкома Чувашской автономии в Татарстане Владимир Иванов.
Вместо креста – юба
Регина Бадрутдинова, «АиФ-Казань»: Владимир Викторович, сколько в Татарстане насчитывается чувашей?
Владимир Иванов: Согласно последней переписи населения, в Татарстане проживает 116 тыс. чувашей, но я думаю, цифра гораздо больше. В республике много смешанных семей, в которых дети и сами не знают, к какой национальности себя отнести, и представляются теми, в духе какой культуры их воспитывали. Примечательно, что при социализме людей старались не делить на нации, в те годы самосознание понизилось, большинство представлялись русскими. В 90-х ситуация начала меняться, а сегодня представители разных наций гордятся своей культурой и стараются возрождать традиции.
- Кто является потомками чувашей?
– Древние предки чувашей (из тюркоязычных племён хунну) пришли из Центральной Азии, в IX в. они образовали государство Волжская Булгария. В результате смешения с местным финно-угорским населением к концу XV в. сформировалась чувашская народность. Поселение городского типа на месте современных Чебоксар возникло на рубеже XIII-XIV вв. Таким образом, как и татары, мы являемся потомками волжских булгар, Поволжье – родина чувашей. Не зря у нас с татарами столько похожих слов: нет по-чувашски «щук», по-татарски «юк». Улица по-чувашски «урам», по-татарски так же.
– Чуваши и татары жили бок о бок. Как так получилось, что одни – мусульмане, а другие – православные?
– Издавна чуваши были язычниками. Насильно крестить нас стали в период правления Ивана Грозного – с конца XVI в. Но, несмотря на это, в Чувашии осталось много язычников, несколько языческих чувашских сёл есть и на территории Нурлатского района Татарстана. Они бережно хранят чувашские традиции, фольклор, чтут обряды. Например, у них интересно проходит церемония захоронения. В ходе неё жгутся костры, а на могилах вместо надгробного камня и крестов ставят липовый столб, так называемый юба. Я однажды присутствовал на похоронах язычника и видел этот обряд.
Скачки, борьба, хороводы
– Какие у чувашей есть национальные праздники и как они проходят?
– Один из главных чувашских праздников – Уяв. Он отмечается накануне сенокоса в весенне-летний период. Уяв празднуют не в один день, а на протяжении месяца. Его также называют молодёжным праздником, поскольку в Уяв принято водить хороводы, много петь и танцевать. Как правило, именно на Уяв юноши знакомились с девушками во время игр и танцев, а по осени играли свадьбы. Во многих чувашских селениях существовал обычай встречи и проводов Уяв. Для его встречи жители отправлялись на рассвете в ближайшую рощу и водили там хороводы. В деревню они возвращались с песней «Уяв юрри», открывавшей пору молодёжных гуляний. Во время проводов праздника устраивали скачки, мужчины соревновались в чувашской борьбе. Также в праздник принято ходить на кладбище, проводить там уборку и отдавать дань уважения родственникам. Примечательно, что чувашский праздник Уяв вывел на российский уровень татарин Фатих Сибагатуллин, когда стал главой Нурлатского района.
– Говорят, у чувашей есть праздник, напоминающий татарский Сабантуй.
– Да, это – Агатуй, он даже созвучен с вашим названием. «Ага» переводится как весенний сев, «туй» – праздник. Он отмечается в конце весны и символизирует окончание посевных работ. Агатуй принято праздновать большими компаниями, как правило, в доме собираются друзья и родственники, накрывается богатый стол, в центре которого на полотенце ставится братина с пивом, хлеб и сыр. На Агатуй принято устраивать скачки и соревнования по чувашской борьбе. Открывают их всегда дети, а заканчивают опытные скакуны и борцы. Победитель в чувашской борьбе получает титул богатыря (паттăра) и награждается бараном. Также на Агатуе проводится много игр: перетягивание каната, стрельба из лука, бой мешками – это традиционные. Есть у чувашей интересный праздник Удюк, ещё его называют Учук, который в древности сопровождался обрядом жертвоприношения и молитвами полю. Он проводится перед летним периодом после сева, чтобы выросло то, что было посажено накануне. В праздник принято водить хороводы, петь народные песни, играть, а главным угощением Учука является дождевая каша. Её варят из крупы, которую собирают всем двором: гречки, пшена, риса и т. д., чтобы лето не было засушливым. Раньше на Учук жители обходили дома и собирали продукты или деньги, крупу для дождевой каши, затем покупали тёлочку или бычка. Потом люди, знающие молитвы, проводили обряд моления и жертвоприношения. Остальные сельчане активно проводили время в ожидании каши: гуляли, играли, водили хороводы и пели народные песни. А потом все ели дождевую кашу. Учук праздновали даже в со- ветское время, тогда язычники проводили его тайком, по ночам, часто без жертвопри- ношения – просто молились. Старики считали, что если не отметить Учук, то будет голод и болезни. Сегодня на Учук приглашают фольклорные коллективы из соседних республик, и получается большой многоэтнический праздник. Пока артисты выступают, варится каша и проводятся моления, затем все обедают и расходятся.
Воспитывать на родном языке
– Какие у чувашей есть интересные свадебные традиции?
– Раньше перед свадьбой было принято воровать невесту. Девушку привозили к родите- лям мужа, где она оставалась вплоть до свадьбы. Сам жених в родительский дом не мог за- ходить, невесту видел уже на торжестве. Ещё одна интересная традиция – бить молодожёнов плёткой. После свадьбы супруги ехали домой, но перед тем как зайти на порог, они вставали на колени перед родителями, которые делали им наставления и били их плёткой, точнее, имитировали удары. Такой обряд проводили, дабы показать молодожёнам, что старших нужно слушаться и почитать. Сейчас воровать невесту не принято, да и обряд с плёткой канул в Лету. Свадьбы стали более цивилизованными, но в молодости мне однажды уда- лось принять участие в краже невесты друга.
– Какие блюда принято подавать на свадьбе?
– На чувашских свадьбах на стол традиционно ставят шыртан – начинённый мясом и потрохами бараний желудок, хуплу – большой пирог с мясом, картофелем и крупой. Обязательным напитком на всех свадьбах является пиво, которое чуваши готовят слабоалкогольным, получается как крепкий квас. Все умельцы его готовят по-разному, кто-то даже кладёт чернослив.
– Англичан называют чопорными, немцев педантичными, татар хитрыми. Как бы вы охарактеризовали чувашей?
– Трудолюбивые, скромные и миролюбивые. Вы когда-нибудь слышали, чтобы чуваши с кем-нибудь конфликтовали? Никогда такого не было. Чуваши сохраняют добрососедские отношения со всеми национальностями.
– Сегодня в мире остро стоит проблема вымирания национальных языков. Какие меры по сохранению чувашской речи принимаются в республике?
– В Чувашии этой проблеме уделяют не такое большое внимание, как в Татарстане – в этом плане нам нужно брать с вас пример. Но радует, что молодёжь общается на чувашском не толь- ко в деревнях, но и в городах. В школах республики продолжа- ют преподавать чувашский язык и литературу – я сам до пятого класса изучал родную речь. Главное, что, живя в Татар- стане, мы, чуваши, не чувствуем, что нас и наш язык здесь ущемляют. В РТ в 96 школах преподают чувашский язык, в Нижнекамске есть чувашская гимназия, куда приезжают дети со всей республики. Главное, чтобы родители не переставали говорить с детьми на родном языке, тогда национальная речь не исчезнет.