Гонки на выживание
На невыносимые условия труда и низкие зарплаты пожаловались работники Станции скорой медпомощи Казани. Водители рассказали, что вынуждены за свой счёт покупать запчасти, покрышки, моторное масло для служебных машин.
«У нас система такая: если колёса не крутятся, то и зарплаты нет, - рассказал «АиФ-Казань» водитель Игорь Киселёв. - Каждый простой - минус 2500 рублей из зарплаты. Да и разве можно стоять, когда в городе бригад «скорой» не хватает! Если пробьёт колесо, заезжаем в ближайший шиномонтаж, не ждём, пока начальство ремонт оплатит. Хотя контакты на запчасти и заключены, деталей не дождёшься. Недавно потратили 6500 рублей на замену масла и тормозных накладок, затраты нам не возместили. Все жалуются: фельдшеры - на нехватку лекарств, кардиологи - на перебои с бумагой для ЭКГ. Но заявить боятся - работа дороже».
Несколько лет назад водителей «скорой помощи» приравняли к водителям санитарного автотранспорта.
«Но мы ведь круглосуточно работаем, возим умирающих - педаль в пол и гоним под 100 километров, - говорит Киселёв. - Я, например, прикреплён к бригаде педиатра, детей помогаю спасать. А после смены, как и другие водители, сам отмываю салон от крови и гноя, рискуя подхватить инфекцию».
Сплошные стрессы и вред здоровью, а заплата мизерная - 18-20 тысяч рублей на руки.
«Оклады - 8119 рублей - водителям не повышали несколько лет, - говорит Михаил Давыдов, который 15 лет проработал водителем «скорой помощи». - Растут только надбавки, которые мало на что влияют. Не так давно сняли надбавки за выслугу лет и классность, а выплата за вредность упала с 16 до 4%. Не оплачивают ни переработки, ни связанные с авторемонтом простои. Куда это годится?!»
В региональном штабе ОНФ проверили часть фактов и пояснили «АиФ Казань», что оснований для недоверия водителям не нашли. Это несмотря на то, что после обнародования скандального письма в СМИ тут же поступила «антижалоба» от довольных водителей скорой. Все документы, включая сотню чеков на ремонт машин, активисты передали для проверки правоохранителям, в минздрав и минтруд РТ.
Откуда ноги растут?
«Ни один факт из жалобы проверка минздрава Татарстана не подтвердила, - сообщила в беседе с «АиФ Казань» заместитель главврача Станции скорой медпомощи Казани Марина Воронцова. - Техобслуживание за свой счёт водители не проводят, запчасти закупают на средства бюджета РТ (около 9 млн рублей в 2017 году), и они есть в наличии. Чеки сейчас можно найти любые, а факт, что водитель купил на свои деньги запчасть для служебного автомобиля, не доказан, поэтому комментировать его нет необходимости. К тому же, жалобу написали двое, прикрываясь мнением коллектива, где 386 человек, - это неправомочно и некрасиво».
Подобные обращения действительно редкость – подтвердил начальник отдела Гострудинспекции в РТ Замир Абдурафиев. По его словам, жалобы на условия труда от работников медучреждений поступают редко, в последнее время их не было. В основном обращения от медработников в предыдущие годы касались низких зарплат - ниже МРОТ.
Но, похоже, эта одиночная и «неподтверждённая» жалоба всё же дала эффект. Во всяком случае, сразу после её появления выяснилось, что по распоряжению кабмина РТ выплаты за специфику работы водителям санитарного транспорта увеличили с 3 до 5 тысяч рублей.
«Не только в сфере скорой медпомощи, но и вообще в здравоохранении зарплаты невысокие и есть проблемы, - считает завкафедрой общественного здоровья и организации здравоохранения КГМУ Анас Гильманов. - Люди недовольны организацией работы, будь то обеспечение ремонта машин, зарплаты, стрессы, участившиеся нападения на фельдшеров. В этом плане появление жалобы обосновано. Причём скандалы из-за таких недовольств, на моей памяти, возникают каждые 5-7 лет. Но в здравоохранении около 75% сотрудников - женщины, они чаще молчат. Вот почему в «скорой помощи», где водителями работают мужчины, такие проблемы выходят на первый план. Будучи кормильцами семьи, они вынуждены заявлять, что условия работы их не устраивают. Я сам два года отработал на «скорой помощи» без сна и отдыха, и знаю, о чём они говорят».