Татарстан лидирует в России по производству молока. В прошлом году республика преодолела рубеж по надою в 2 млн тонн. За 2023 год производство молока выросло ещё на 8,6%. Почему же при таком изобилии сырья с прилавков татарстанских магазинов не исчезают фальсификаты, и как выбрать настоящий продукт, корреспондент «АиФ-Казань» узнала на дегустации в Госалкогольинспекции республики.
Высший пилотаж - лёгкий ореховый аромат
Август для тестирования выбрали неслучайно. Это лучшее время для производства качественного сливочного масла. Дегустировать решили наиболее популярное «Крестьянское» 72,5% жирности. Все 15 образцов - свежие, августовского производства - закупили накануне в разных торговых сетях республики и доставили в Госалкогольинспекцию в сумках-холодильниках. Причём на суд жюри представили продукцию не только крупных игроков рынка, но и фермерских хозяйств - и татарстанских, и работающих за пределами РТ.
Лабораторные исследования образцы прошли ещё до дегустации. И вот теперь их вкус и внешний вид оценивали эксперты из Роспотребнадзора, Россельхознадзора, минпромторга РТ, общества защиты прав потребителей, а также сами производители, представители торговых сетей.
На рабочем месте каждого эксперта разложили столовые приборы и тарелочки с хлебом. Для нейтрализации вкусовых рецепторов предлагали сладкий тёплый чай.
«Настоящее масло отличается чистым, хорошо выраженным вкусом и запахом сливок, у него плотная, однородная поверхность, блестящая на срезе, сухая на вид, - пояснила начальник отдела развития и координации внутреннего рынка Госалкогольинспекции РТ Розалия Арсланова. - Эталонное сливочное масло имеет лёгкий ореховый аромат - это говорит о том, что пастеризацию провели с точным соблюдением технологии».
Как всегда, дегустация в Госалкогольинспекции РТ проходит в закрытом режиме - все образцы закодированы. И только по завершении тестирования становится ясно, какую именно продукцию представляли на суд жюри под тем или иным номером.
«Мы не занимаемся ни рекламой, ни антирекламой - показываем ту картину, которая есть, - отметил руководитель Госалкогольинспекции Республики Татарстан Жаудат Ахметханов. - Самую тревожную ситуацию с фальсификацией сливочного масла наблюдали в 2017 году – тогда 47% исследованных образцов были признаны не стандартными по причине фальсификации. В 2020 году подделкой былиуже 24% исследованных образцов, в 2021 году – 23%, На сегодня из исследованных 42 образцов наиболее популярных марок масла семь наименований или 16,7% являются фальсификатом. Ещё в двух образцах выявлены отклонения по физико-химическим параметрам: заниженная жирность и кислотности, завышенная влажность, кроме того, на этикетке указана ссылка на неверный ГОСТ, в соответствии с которым изготовлен продукт. Таким образом, 21,4% исследованного масла не соответствуют требованиям технических регламентов».
На дегустации ни один из 15 образцов не набрал максимальные 17 баллов. Первые три места заняло сливочное масло с результатами в 15,15 балла, 15, 02 и 15 баллов. Все три продукта татарстанского производства.
Чем пахнут подделки?
Фальсификаты быстро определили не только эксперты, но и участвовавшие в дегустации журналисты. У таких образцов либо не было вкуса вообще, «масло» было неоднородным, либо обладало странным «химическим» запахом.
Так, по итогам тестирования низкие баллы получил продукт торговой марки «Башкирское», выпущенный в Пермском крае. Кстати, лабораторные исследования показали, что это масло не соответствует ГОСТ по жирно-кислотному составу. Расхождения с ГОСТ по массовой доле жира и массовой доле влаги выявили ещё у двух образцов масла - из Москвы и Ставропольского края. Они тоже получили замечания по вкусу на дегустации.
Замечания на тестировании высказали и по двум образцам продукции татарстанских фермеров. Так, у масла из Агрызского района чувствовался кормовой привкус. Проще говоря, масло пахло коровой. Эксперты отметили, что такого быть не должно. И пояснили, что несоответствие по вкусу - не обязательно фальсификат. Это значит, что нарушена технология производства, не проведён внутренний контроль сырья.
По словам Розалии Арслановой, больше всего подделок сливочного масла идёт из Московской области. И создаётся впечатление, что торговые сети готовы работать с ними дальше, платить штрафы. Видимо, потому что у подобной продукции очень большой оборот, который покрывает все издержки. Причём фальсифицируют сливочное масло чаще не растительными, а животными жирами. В деревнях сейчас много объявлений «Покупаем внутренний жир» по смешным ценам - чуть ли не 18 рублей за килограмм. Как полагают в Госалкогольинспекции РТ, этот жир идёт на перетопку и используется для фальсификации.
Дешёвое - значит плохое?
Как же выбрать правильное масло обычному покупателю? Специалисты советуют ориентироваться на цену.
«Ну не может сегодня килограмм сливочного масла, учитывая стоимость сырья и логистику, стоить 220 рублей!» - высказалась о получившем низкий балл продукте из Москвы начальник испытательной лаборатории «Центра стандартизации, метрологии и испытаний в Республике Татарстан» Оксана Иванова.
Розалия Арсланова уточняет, что по технологии для производства килограмма такого масла нужно 22 кг цельного молока базисной жирности. Если закупочная цена на молоко в Татарстане варьируется от 23 рублей за литр - например, в Кайбицком, Дрожжановском районах - до 30 рублей в Балтасинском районе, то цена масла даже по самой низкой планке не может быть ниже 500 рублей. А с учётом того, что требуются средства на фасовку, на логистику и т.д., то в среднем на сегодня, по подсчётам специалистов Госалкогольинспекции РТ, цена одного килограмма сливочного масла - не меньше 667 рублей.
«Но, к сожалению, в торговых сетях появляется масло дешёвое, дешевле 300 руб. за килограмм», - констатирует руководитель Госалкогольинспекции Республики Татарстан Жаудат Ахметханов и предлагает один из вариантов решения проблемы - установить минимальную цену на тот или иной продукт. Такая практика существовала в СССР, её взяла на вооружение Китайская Народная Республика.
Понятно, что в магазине попробовать продукт покупатель не может. Но, если купленное масло вызвало сомнения, то по закону покупатель должен вначале обратиться в саму торговую организацию, пояснили в Госалкогольинспекции РТ. Если же там отказываются решать вопрос, то можно обратиться либо в суд, либо в контрольно-надзорные органы.
Результаты дегустации сливочного масла можно посмотреть здесь. Их направят в Управление Роспотребнадзора по РТ для принятия мер к недобросовестным производителям и продавцам.
КОММЕНТАРИЙ
Председатель регионального отделения Объединения потребителей России в РТ, председатель Региональной общественной организации Республики Татарстан «Защита прав потребителей» Юлия Нигматуллина:
- Помимо продукции татарстанских производителей в республике очень много продукции, ввозимой из других регионов РФ и СНГ. Поэтому, чтобы отличить качественную продукцию от некачественной, надо держать руку на пульсе. Узнать о некачественных продуктах помогают дегустации в Госалкогольинспекции РТ. Но и сам покупатель должен быть внимательным при выборе продуктов.
Если говорить о сливочном масле, я, приходя в магазин, выбираю продукцию, упакованную в прозрачную бумагу, а не в фольгированную или просто в плотную бумагу. Это позволяет увидеть, как выглядит масло, какого оно цвета. На ощупь оно не должно быть мягким.
Также, чтобы выбрать качественный продукт, надо обязательно читать всю информацию на упаковке. Если шрифт мелкий или у покупателя нет с собой очков, то он может обратиться к любому продавцу в магазине. Продавец обязан зачитать покупателю ту информацию, которая ему интересна.
Среди обращений в общественную организацию РТ «Защита прав потребителей» бывают жалобы на вкусовые качества молочной продукции. Например, потребители замечают, что у продукции, которая должна храниться в холодильнике до трёх - пяти дней, уже на третий день появляется запах химикатов, которые добавили туда, чтобы она дольше сохранялась. Понятно, что пить такой продукт небезопасно. При таких замечаниях наша организация может выходить с проверкой в магазин, где была приобретена продукция, указывать продавцу на недобросовестность. А потом представлять неопределённый круг лиц в суде. Но обычно все требования предприниматели - производители, продавцы - удовлетворяют в досудебном порядке, потому что не хотят огласки.