Примерное время чтения: 5 минут
7279

30 лет авиакатастрофе на горе Долан: рассекречены записи «черных ящиков»

От Министерства гражданской авиации СССР:

«Министерство ГА СССР сообщает, что 30 августа 1983 года в районе аэропорта Алма-Ата произошла авария пассажирского самолета ТУ-134, выполнявшего рейс по маршруту Казань-Челябинск-Алма-Ата. Пассажиры и экипаж погибли. Причины аварии расследуется специальной комиссией. Министерство гражданской авиации СССР выражает глубокое соболезнование родным и близким погибших».

Вот такое сухое официальное сообщение было напечатано в газете «Советская Татария». 

Самолет Ту-134А СССР-65129 (зав.(83)60630, сер.№4801), принадлежавший Казанскому авиаотряду Приволжского УГА, выполнял рейс 5463 по маршруту Казань-Челябинск-Алма-Ата. На борту было шесть членов экипажа (КВС-Виктор Михайлович Храмов, второй пилот-Александр Иванович Новиков, бортинженер- Владимир Ильич Напаев, штурман-Зураф Равилович Равилов и две бортпроводницы) и 84 пассажира.

За следовавшим на посадку Ту-134 шел Ил-62СССР-86609. Диспетчер подхода Юрий Николаевич Гурьев планировал первоочередную посадку для Ту134А, поскольку тот шел первым. Но экипаж «стотридцатьчетверки»,следуя к точке третьего разворота, по ошибке взял курс 199 градусов, вместо 145. Самолет начал уклоняться к западу , оказавшись дальше аэропорта , чем Ил-62. Поэтому в 20:08(23:08 по местному времени) диспетчер решил сажать Ил-62 первым, отправив Ту-134А в район ДПРМ, чтобы создать безопасный интервал между самолетами.

Фото предоставлено Ильдаром Валеевым
 

Диспетчер не исправил ошибку

В 20:10 по московскому времени казанский самолет находился в 40 км от аэропорта и шел курсом 290, диспетчер подхода передал «борт» на связь диспетчеру круга Виталию Ивановичу Илющенко. Тот разрешил посадку Ил-62 , Храмову приказал занять обратный курс 110 на ДПРМ и снизиться до 900 метров.

В 20:12:10 диспетчер приказал экипажу занять курс 230. При выполнении разворота с большой скоростью и малым креном (14градусов) самолет вышел за пределы воздушного коридора и оказался на курсе 230 с боковым уклонением 4-5 км от створа ВПП (взлетно-посадочной полосы). Диспетчер не исправил этой ошибки экипажа.

Перепутали курс полета

Дальше ошибки начали накладываться одна на другую: ситуация из нештатной превратилась в катастрофическую. Об этом свидетельствует записи речевого самописца:

20:15:10 Диспетчер: «129, четвертый разворот влево выполняйте, занимайте 600»

В этот момент самолет находился на удалении 30,7 км от ВПП. Но аэропорт Алма-Аты окружен горами и минимальная высота в том районе составляла 4620 м.

20:15:17 Второй пилот : «129, левым к четвертому , 600».

20:15:19 Штурман: «Курс 140».

20:15:20 КВС: «140»

20:15:51 КВС: «Куда завез, елки!»

ВП: «Черт, далеко угнал».

Бортинженер: Там борт разворачивается (Ил-62 СССР-86609).

20:16:22 ВП: «Тут (неразборчиво) нормально, далеко что- то».

20:16:26 КВС: «Да вижу. Меня это не волнует, там горы сейчас, понял?»

20:16:33 ВП: «Да, да»

20:16:35 Д: «129, нажатие прошу» (просьба нажать на кнопку самолетного ответчика УВД СОМ-64 , что бы на экране диспетчерского радара появилась фактическая высота , скорость и курс самолета).

20:16:37 ВП: «129, даю нажатие, курс 140»

20:16:42 Д: «129, курс 40, левым продолжайте разворот»

Зная, что самолет находится вне установленной схемы захода на посадку и разворачивается в сторону гор, диспетчер круга Виталий Илющенко проявил преступную беспечность и разрешил экипажу продолжать разворот. Исполняющий обязанности руководителя полетов Анатолий Бобровский, наблюдавший за этим , не принял никаких мер.

Не успел договорить

20:16:48 ВП: «Продолжаю разворот на курс 40, 129»

20:16:54 КВС: «Спокойно, что ты дергаешь?»

ВП: «600» (высота 600метров)

КВС: «Ну что ты, она и будет 600, я же дал режим уже, все»

20:16:59 ВП: «У меня 560 уже»

20:17:02 Срабатывает прерывистая звуковая сигнализация ССОС.

20:17:04 Экипаж: «Ети ее мать».

20:17:07 Бортинженер: «Да выключите это».

20:17:08 Срабатывает непрерывная звукавая сигнализация ССОС.

20:17:14 КВС: «Стой, хорош».

20:17:16 «Что это?» (возможно, в этот момент летчики увидели горы)

20:17:22 Бортинженер: «Что вы , б…, выключить…»

Сказать «не можете» он не успел. В следующую секунду самолет на высоте 1365 м над уровнем моря ( 690м над уровнем аэродрома) врезался в склон горы Долан высотой 1403м и взорвался. Очевидно, пилоты в последний момент перевели самолет в энергичный набор высоты, пытаясь уйти от столкновения, но было уже поздно. Погибли все находившиеся на борту; обломки были разбросаны в полосе длиной 270м и шириной 180м .

Эпилог

Это была вторая крупная авиакатастрофа в истории Казанского авиотряда - 28 августа 1979 года за 4 года до описываемых событий в воздухе развалился Ту-124 , следовавший по маршруту Одесса-Киев-Казань.

 

Оцените материал
Оставить комментарий (2)

Также вам может быть интересно

Загрузка...

Топ читаемых

Самое интересное в регионах